От редакции: Почему россияне не помогают убирать снег

Нынешний март оказался самым холодным за последние 60 лет, снегопады побили 40-летний рекорд. Движение в некоторых городах парализовано. В частности, в Курске власти признали свое бессилие в борьбе со стихией и призвали горожан подключиться к очистке улиц и дворов. Новые затруднения дорожного и городского движения показали, что уроки коллапса на шоссе Москва – Петербург в ноябре 2012 г. выучены лишь частично. Жителей многих крупных городов оповестили о непогоде и попросили пересесть с личных машин на общественный транспорт, что снизило интенсивность движения. Тем не менее дорожные и коммунальные службы часто не справляются с уборкой дорог и улиц. Бодрые рапорты властей об успешной очистке городов контрастируют с ростом сугробов на тротуарах и заторов на улицах.

В северной части Англии, в Германии и, например, в Словакии, где недавно были аномальные снегопады, во дворы и на улицы вышли тысячи людей. В России ничего подобного не происходит – люди выходят, но мало. А ведь мы уже начали думать, что знаменитая социальная апатия россиян стала уходить в прошлое. Десятки тысяч наших соотечественников участвовали в тушении пожаров летом 2010 г. и помогали жителям Крымска после наводнения в июле 2012 г.

По данным ВЦИОМа, за последние три года безвозмездно работали 58% россиян, в том числе на очистке городов и парков от мусора – 16%, на ликвидации последствий стихийных бедствий – 6%. Это ниже среднеевропейского уровня социальной активности (от 65 до 70% участвовавших в акциях волонтеров), но сопоставимо с ним. Есть, конечно, и сезонный фактор: летом больше работающих добровольцев находится в отпусках и на каникулах.

Но дело не только в этом. Активные горожане, если судить по группам в социальных сетях, готовы ехать за десятки километров откапывать дома стариков в деревнях и маленьких городах. Многие сочувствуют сбившимся с ног дворникам-гастарбайтерам и готовы расчищать не только пространство вокруг собственной машины. Однако их раздражает необходимость помогать в уборке снега чиновникам и аффилированным с ними коммунальным компаниям. Предприятия ЖКХ быстро осваивают средства, выделенные на закупку уборочной техники, но плохо выполняют свои обязанности по очистке улиц и дворов, пользуются бесправием работников-мигрантов для самообогащения. На этом фоне призывы мэров и сити-менеджеров выйти «помочь городу» с лопатами и метлами чаще вызывают язвительные отзывы в сети, чем собственно готовность выйти на улицу. Прибавим к этому, что не всегда можно найти лопаты, что во многих дворах снег некуда сваливать, а понимание, что его все равно не вывозят, не добавляет энтузиазма. И все-таки пора вспомнить, что, убирая снег во дворе, мы помогаем не муниципальным службам, а себе самим.