От редакции: Бюджет не выдержит диеты


Едва принятое бюджетное правило под угрозой пересмотра: хорошая идея столкнулась с суровой реальностью (см. статью на стр. 04). Цель бюджетного правила – ограничение трат доходов от нефти и газа: в бюджете 2012 г. их доля превысила половину, а дефицит бюджета без их учета составил 10,4% ВВП. Это примерно втрое больше, чем до кризиса, и даже больше, чем в 2011 г. (9,4% ВВП). Россия и так самая нефтезависимая: если странам Персидского залива для баланса бюджета достаточно цены нефти в $60–80/барр., то России – более $100/барр. Желание правительства ограничить эту зависимость совершенно логично.

Но едва высохли чернила подписи президента под бюджетом 2013 г., как возникли новые задачи: строительство детсадов, роддомов, материальная поддержка граждан, усыновляющих сирот, Московский транспортный узел – к началу марта допрасходов набралось на 0,5 трлн руб. С другой стороны, выяснилось, что доходы посчитаны не совсем корректно. Вместо запланированного роста сборов НДС пока происходит рост вычетов по этому налогу завершившим инвестпроекты компаниям: Минфин опасается недополучить 130 млрд руб. Доходы от приватизации не полностью поступят в бюджет, потому что целью приватизации, как внезапно выяснилось, может быть сокращение доли государства в компаниях, например через допэмиссию, от которой бюджет ничего не получит: вместо запланированных 427 млрд руб. в него поступит лишь порядка 60 млрд. План по займам (второй после приватизации источник финансирования дефицита) выглядит не слишком амбициозно – 600 млрд руб. («нетто») против чуть более 500 млрд в прошлом году, которые Минфину удалось занять, попутно задрав ставки на денежном рынке.

Дополнительной проблемой становятся региональные бюджеты: доля соцрасходов в них достигла 60%, и финансирование повышения зарплат бюджетников происходит за счет роста дефицита.

Резко сесть на жесткую диету, похоже, пока не получается: переходить со $120/барр. (цена сбалансированного бюджета 2012 г.) на $91/барр. (цена нефти, выше которой нефтедоходы в 2013 г. поступают в резервный фонд) непросто. Сокращать расходы – не вариант. Наращивать внешние займы – практически табу. Остается смягчение бюджетного правила. В 2012 г., когда Минфин попробовал де-факто это правило применить, его уже пришлось смягчать: вместо 900 млрд руб. в резервный фонд отправилось чуть более 700 млрд – остальными Минфин в соответствии с законом, но внутренне ужаснувшись заменил внутренние займы. Нечто похожее может произойти и в этот раз, ведь при среднегодовой цене нефти, например, в $110/барр. (c начала года – $111,7) излишек нефтедоходов составит 1 трлн руб. вместо запланированных 373 млрд руб. Диетологи уверяют, что слишком резкое похудение не менее опасно для здоровья, чем избыточный вес.