От редакции: Кипр оказался не нужен Кремлю

Невозможно не задать вопрос: почему у официальной Москвы за неделю резко упал интерес к происходящему на Кипре? В начале прошлой недели, когда один из первых вариантов «стрижки» депозитов только появился, телеканал «Россия» посвятил событию экстренный выпуск новостей, а теперь, когда принято решение вроде бы даже более тяжелое для российских вкладчиков (см. статью на стр. 04), новости с Кипра ушли на второй план.

Конспирологически настроенные граждане, конечно же, думают, что проблемы самых важных российских вкладчиков удалось за неделю тихо решить или что беспокойство было вызвано сделкой «Роснефти» и ТНК-BP (Игорь Сечин говорил, что часть ее была связана с Кипром).

При ближайшем рассмотрении выяснилось, что объем российских вкладов несколько преувеличен, но главное – что потери коснутся среднего бизнеса, а не приоритетных для Кремля крупных денежных мешков. Принятое решение сохранило системообразующий элемент – страховку вкладов до 100 000 евро, конфискации коснулись двух крупнейших банков, а не всех – в том числе важную для России «дочку» ВТБ раскулачивать не стали. Контроль за движением капитала – это плохо, но россияне едва ли не лучшие специалисты по его обходу.

Россия теоретически могла «выкупить» Кипр, но не сделала этого, потому что предлагавшиеся активы вроде морских месторождений газа плохо разведаны и оспариваются Турцией. Кредит Кипру, который Путин поручил реструктурировать, и до кризиса не выглядел беспроблемным, зато Россия не дала киприотам новый. Вчера предправления ВЭБа Владимир Дмитриев заявил, что может быть создан механизм помощи российским компаниям, средства которых заморожены на Кипре, – и этот «исландский» вариант помощи своим лучше, чем спасение всех клиентов кипрских банков.

Впору спрашивать, почему первая реакция Москвы была такой острой. Это могло объясняться внезапностью угрозы и обидой, что Россию не привлекли на переговоры по Кипру. Вероятно, потом уже, задним умом, Кремль стал понимать, что российские вкладчики кипрских банков не выйдут на улицы Москвы с протестами, что кризис ударит как раз по тому, по кому и так хочется ударить кремлевским политическим менеджерам.