Маргарет Тэтчер, модернизация и мины замедленного действия

Баронессу Маргарет Тэтчер можно вспоминать как человека, сделавшего себя самостоятельно, как жесткого британского политика и как человека, изменившего ход мировых политических процессов. Каждая из сторон ее деятельности – возможность извлечь уроки.

Маргарет Хильда Робертс родилась в 1925 г. в небольшом городке в графстве Линкольншир в семье лавочника и швеи. «Всем в своей жизни я обязана моему отцу, – говорила она позже, – и это необычайно интересно, так как те вещи, которые я усвоила в маленьком городке, в очень скромной семье, – это именно те вещи, которые, как мне кажется, помогли победить на выборах». Робертс, в браке Тэтчер, одновременно работала исследователем-химиком, получала второе образование – юридическое, воспитывала детей и никогда не оставляла интереса к политике. Начав с самых низов демократической лестницы, Тэтчер в 1959 г., в 34 года, стала депутатом палаты общин. Немногие женщины – члены парламента тех времен были значительно старше ее, как правило, без семьи и детей. Тэтчер выделялась и возрастом, и внешней привлекательностью, и темпераментом. В 1970 г. она стала министром образования в кабинете Эдварда Хита, в середине 1970-х возглавила консервативную партию и, отчасти благодаря беспомощности лейбористов, выиграла выборы в 1979 г.

Тэтчер досталось тяжелое наследство. Утрата колоний и имперского статуса тяжело сказалась на экономике: темпы экономического роста снизились с 3,2% в год в начале 1960-х до 2,2% в начале 1970-х. Мощные профсоюзы сдерживали развитие промышленности. По уровню жизни Англия конца 1970-х на 25% отставала от ФРГ и Франции. Тэтчер первой среди лидеров крупных стран Запада на практике осуществила неолиберальные экономические преобразования.

Непопулярные реформы, включавшие отказ от поддержки неэффективных предприятий, приватизацию, снижение налогового бремени для бизнеса, ограничение агрессивных тредюнионов, проводились в трудной ситуации: росла безработица (с 1,5 млн в 1979 г. до 3,3 млн в 1982 г.), крупные города пережили бунты жителей бедных кварталов.

Тем не менее Тэтчер, опираясь на мелких и средних предпринимателей (налоги для первых снизились с 38 до 30%, для вторых – с 52 до 35%), а также на финансистов, продолжала свой курс. Удержаться у власти помогла война с Аргентиной весной 1982 г. Тэтчер, несмотря на критику в стране, на возмущение в странах второго и третьего мира, отправила эскадру и войска к Фолклендским (Мальвинским) островам.

Дерегулирование, ставка на привлечение капитала, свободное движение средств внутри страны и их приток извне привели к оживлению деловой активности, к укреплению позиций Лондона как мирового финансового центра. Ежегодный рост ВВП страны в конце 1980-х – начале 1990-х гг. составлял 7–8% в год. Средний доход англичан превысил аналогичные показатели в континентальной Европе. Оборотной стороной глубоких преобразований эпохи тэтчеризма стал рост неравенства, дисбалансы в экономике, практически переставшей производить что-либо кроме финансовых услуг, и выход финансового бизнеса из-под контроля регуляторов – причем в глобальном масштабе. Экономическая политика тэтчеризма сделала глобальным мейнстримом то, что позже назвали «вашингтонским консенсусом». Можно сказать, что именно в 1980-е в Британии и США были заложены мины, разорвавшиеся в 2008 г.