Мнения
Бесплатный
Статья опубликована в № 3323 от 09.04.2013 под заголовком: От редакции: Опасное движение

От редакции: Неравенство на дорогах - одна из причин высокой аварийности

Регулирование поведения на дорогах – область, где интенсивность законотворчества может сравниться разве что с избирательным правом. Отмена или возвращение нормы допустимого содержания алкоголя в крови водителя, ужесточение наказаний за пьяное вождение, введение балльной системы штрафов, введение фото- и видеофиксации нарушений, постоянное перекраивание схем движения – эти и другие вопросы обсуждаются на высшем уровне, становятся законами или попадают в госпрограммы. И это никак не влияет на транспортные риски, которые на порядок выше, чем в развитых странах: в России 6,6 погибших на 10 000 автомобилей, в Британии, Японии или Швеции – меньше 0,5.

Дорожное движение – очень удобная область и для освоения бюджетов (соответствующая ФЦП на 2006–2012 гг. стоила 48 млрд руб., целевые показатели не достигнуты), и для неформальных заработков, которые в дорожной полиции никуда не исчезли. В результате очередных ужесточений ГИБДД начинает проводить сплошные облавы и гнаться за числом пьяных, а не за обеспечением безопасности. И как-то забывается, что опасное вождение – проблема не только пьяных.

Чиновниками и депутатами движут самые разные мотивы: например, в Москве рост штрафов (за парковку или выезд на полосы общественного транспорта) должен способствовать уменьшению числа автомобилей в центре города. Но российский автолюбитель не воспринимает эти штрафы как справедливые (неправильная парковка стоит в 3 раза больше проезда на красный свет) и старается их не платить, а тот факт, что фиксируется лишь каждое 200-е нарушение, превращает ситуацию в лотерею, в которой главное – не попасться, считает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.

Директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИИ ВШЭ Михаил Блинкин говорит, что инженерно-технические, медицинские и прочие меры вполне адекватны, но добиться улучшения ситуации не удастся, пока на дорогах не будет тотального равенства (сейчас, по опросам гаишников, в Москве около 20–40% «неприкасаемых» водителей, в провинции – 2–10%) и пока не возникнет позитивная коалиция водителей и полицейских, направленная на обеспечение безопасности.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more