Кирилл Харатьян: Валентина Матвиенко по-чиновничьи правдиво приравнивает себя к покойной Маргарет Тэтчер

«У нас с ней [Маргарет Тэтчер] очень много общего» Валентина Матвиенко, председательница Совета федерации

Мы закончили одинаковые институты, – объясняет свое неожиданное сравнение председательница Матвиенко, – вместе с ней активно занимались общественной деятельностью, начинали в молодежном политическом движении, далее работали в парламенте, правительстве и так далее».

«Вместе с ней». Хм.

Начнем с одинаковых, пожалуй, институтов. Обе действительно учились химичить. Валентина Тютина (Матвиенко – вышла замуж на пятом курсе) окончила Ленинградский химико-фармацевтический институт, т. е. она высокообразованный провизор. Маргарет Робертс (будущая Тэтчер) получила степень бакалавра химии в Оксфорде, после чего работала в области рентгеновской кристаллографии.

Теперь общественная, значит, деятельность. В самом деле, обе начинали в молодежных политических движениях. Председательница Матвиенко, кажется, нисколько даже и не поработала провизором – сразу после окончания института стала комсомольским вожаком, доросла до первого секретаря Ленинградского обкома, после чего продолжила движение вверх уже по партийной линии, стала первым секретарем Красногвардейского райкома.

Покойная Тэтчер была в Оксфорде тоже чем-то вроде комсомолки – точнее сказать, консомолки (консервативный союз молодежи) – и тоже достигла вершины в университетской ассоциации консерваторов: была ее президентом. Потом, правда, с молодежной работой она завязала – стала участвовать в выборах как полноправный член консервативной партии, да все проигрывала; ну хотя бы замуж вышла.

Смотрим на работу в парламентах. Валентина Ивановна после партийной карьеры немного отвлеклась в исполнительную власть – в горисполкоме Ленинграда в должности зампреда курировала культуру и образование (провизор же), но потом, будучи уже примерно 40 лет, стала народным депутатом Верховного совета СССР, занималась там материнством и детством в должности председателя соответствующего комитета.

Маргарет Тэтчер попала в парламент в существенно более раннем возрасте, 34 лет, и задержалась там надолго. Занимались две великие женщины схожими темами, но, возможно, занимали разные позиции: депутат Тэтчер отстаивала незыблемость брака, выступала за свободу абортов и освобождение гомосексуалистов от уголовной ответственности за гомосексуализм, была сторонницей розог и смертной казни; каковы были воззрения Валентины Ивановны на этот счет, установить не удалось. В одном они точно разошлись: Тэтчер была антикоммунистка, а Матвиенко – коммунистка.

Осталось проследить только правительственную схожесть. Тэтчер начала министерскую карьеру с просвещения и науки – Матвиенко с социальных вопросов. Йес! Тэтчер возглавила правительство – так и Матвиенко возглавила, пусть и не всей страны, а только одного города. Тэтчер не ругал только ленивый к концу ее правления – и Матвиенко досталось.

Разное у них только «и так далее», вот что.