От редакции: Россия тормозит внутри ВТО

Недостаточная квалификация российских бюрократов и политическая конъюнктура мешают адаптации российской экономики к условиям членства во Всемирной торговой организации (ВТО). «Патриотическая» политическая риторика объявляет ВТО злом, и на этом тезисе во многом строится работа отечественных отраслевых лоббистов, которые просят у власти «защиты от ВТО». Вместе с тем инструменты ВТО, позволяющие защищать отрасли, пока почти не используются из-за недостатка информации и соответствующего внутреннего регулирования.

По мнению Счетной палаты, Россия за полгода после вступления в ВТО сделала далеко не все, что могла и обязана была сделать. Не приняты нормативные акты по учреждению постоянного представительства России при ВТО, и финансирование постпредства не предусмотрено в бюджетах 2013, 2014 и 2015 гг. Непонятно, как будет финансироваться юридическая защита российских интересов в органе по разрешению торговых споров. Региональные власти жалуются на недостаток нормативных актов, методических рекомендаций и координации с властями федеральными по работе в условиях ВТО. Впрочем, отмечают аудиторы, федеральные власти ведут значительную работу по адаптации экономики к условиям ВТО, но не все делают в установленные сроки. Россия могла бы сильнее поддерживать свой экспорт и сельское хозяйство.

О том, что российские министры толком не читали документы по ВТО и не знают, как играть по правилам организации, в январе на Гайдаровском форуме громко заявил президент Сбербанка Герман Греф. В недавнем интервью «Ведомостям» гендиректор ВТО Паскаль Лами говорит, что уже устал от вопросов, «выполнит ли Россия свои обязательства перед ВТО и что произойдет, если она не сделает этого».

Лами, впрочем, признается, что такой вопрос задают и в других странах, только что вступивших в ВТО. Директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков тоже говорит, что проблемы ожидаемые: во всех странах, которые вступали в организацию, бизнес поначалу стремился сваливать на ВТО свои проблемы. В России действительно есть некоторые проблемы со сроками принятия нормативных актов, но они принимаются, и инструменты, в том числе по регулированию импорта, уже есть. Программы адаптации, подготовки кадров, информационные мероприятия в регионах проводятся, и кто хочет, тот все может узнать. Постпредства пока нет, но в Женеве сидит рабочая группа, которая и представляет интересы России в ВТО.

Проблема, очевидно, в том, что далеко не все хотят узнать, как работает система ВТО. Известная российская привычка компенсировать несовершенство законов их невыполнением сказывается и здесь: кажется, что проще попросить власть защитить умирающего отечественного производителя, чем долго и нудно учить новые правила и готовиться к муторному отстаиванию своих интересов в официальных торговых спорах. История с введением утилизационного сбора или официальные заявления первых лиц о том, что сельское хозяйство важнее обязательств по ВТО, показывают, что вступление в ВТО пока мало что изменило в повадках и головах российских чиновников. Для них сиюминутный политический пиар с перекладыванием своих проблем на внешние факторы привычнее и проще, чем изучение 47 000 страниц правил ВТО.