Дмитрий Казьмин: Кудрин произнес ключевое слово: «Полумеры»

«Система полумер и полуреформ сегодня не сработает <...> я этим не готов заниматься, а [готов] заниматься реальными делами». Алексей Кудрин, председатель Комитета гражданских инициатив

Эпизод общения Владимира Путина со своим бывшим заместителем в правительстве и дважды лучшим министром финансов мира Алексеем Кудриным – абсолютный неформат для прямой линии президента с народом. Кудрин выступил с заявлением (а не вопросом), Путин сказал, что звал его на работу, а тот отказался (опять против правил). Так как прямая линия, по убеждению многих, должна быть срежессирована чуть меньше, чем на 146%, почвы для поиска намеков и посланий хоть отбавляй.

Общее впечатление от диалога – укол в сторону премьера Дмитрия Медведева, которых за время прямой линии было достаточно – как скрытых, так и явных. Кудрин справедливо укорил правительство за всем известные недостатки (вроде «нефтяной иглы»). Путин согласился и сказал, что звал экс-министра на работу. Куда и в какой форме, не сказал, да и к лучшему – больше интриги. Может, в Кремль контролировать исполнение правительством указов президента, а вдруг и премьером. Дополняли картину интервью Кудрина госканалам, где он повторял свои заявления.

Но если первая часть спектакля – заявления Кудрина и одобрение Путина – выглядела как слаженная работа, то вторая, после того как Путин назвал Кудрина «сачком», как минимум не была наигранной. Экс-министр напомнил, что отвечал в правительстве Путина за экономику, и назвал ключевое слово проводимой им политики: «полумеры».

Список нерешенных проблем Кудрин оглашает постоянно. Это уход от нефтяной зависимости, от чрезмерного влияния государства на экономику, стабильность налоговой системы, раскрепощение региональных бюджетов, оздоровление политической системы. Но на прямой линии он обернул эти проблемы в честную и оттого обидную оболочку – «полумеры».

Полумеры – очень точное слово для многих явлений проводимой Путиным политики. Полумеры в приватизации, в борьбе с коррупцией, в политической реформе. Иногда действия не дотягивают даже до полумер – есть одна лишь видимость изменений. И так как полумеры не действуют, дорабатывать приходится «ручным управлением». Вручную корректировать тарифы «задним числом», вручную сдерживать цены на бензин, собственной рукой намечать, где можно ударить по коррупции, и лично регулировать силу удара. Сначала заниматься полуреформами, а потом аккуратно дорабатывать вручную, где позволяет президент, – это Кудрину неинтересно, о чем он и сказал Путину.

Кудрин – человек, которого Путин, по собственному признанию, посвящает в свои планы и с которым советуется. Поэтому его публичный диагноз для Путина важнее мнения других экономистов, инвесторов и оппозиционеров, вместе взятых. Путин почувствовал, что слова Кудрина – не только про Медведева, это и про него тоже. Неслучайно он сразу ответил на укол, припомнив Кудрину монетизацию льгот.