От редакции: Заменители ценностей

Стремясь поставить под жесткий контроль общественную активность, государство отказывает гражданам в бескорыстии и нематериальных ценностях. В созданных заменителях гражданского общества власть пытается бюрократическими методами вводить и заменители ценностей.

Общероссийский народный фронт собирается принять кодекс этики гражданских активистов. В кодексе постулируются гуманистические ценности фронтовика: например, относиться к другим участникам гражданского движения и ко всем согражданам в духе уважения, доверия и сотрудничества, ставить общественные интересы выше собственных, не пытаться использовать общественную деятельность для достижения корыстных целей и т. д. Это замечательно, вопрос лишь в том, в какой степени удастся привить эти ценности сверху.

Кодексы этики в России популярны, часто они являются неким атрибутом моральной легитимации, должны работать на имидж организации. Из бурно обсуждавшихся в последние годы можно вспомнить кодексы этики депутатов Госдумы, Российского футбольного союза, сотрудников МВД. На практике такой кодекс редко имеет отношение к реальному самоограничению подписантов, но может при случае использоваться для внутренних чисток в организации.

Можно ли быть гражданским активистом, не подписав кодекса этики? Скоро мы узнаем, какой ответ дает народный фронт.

Но мы уже знаем, что без всякого участия государства гражданская активность мотивируется нематериальными ценностями. Стремление помогать детям, инвалидам, больным, пожилым, несправедливо осужденным и т. д. возникает не из кодекса этики. Неравнодушные граждане объединяются и пытаются решать проблемы, которые не может или не хочет решить государство.

По данным Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Высшей школы экономики, уровень обобщенного доверия (доверия к незнакомым людям) у российских граждан, не участвующих в НКО, в среднем в 1,3 раза ниже, чем у их участников, и в 3 раза ниже, чем у их лидеров (см. статью Льва Якобсона «Борцы и парии» во вчерашнем номере). Вот они – ценности. Но власть не верит в то, что участники негосударственных организаций мотивированы нематериально, а верит в то, что они чьи-то профессиональные агенты, потому стремится подменить «чужие» НКО своими – со своими агентами и своим агентским кодексом.