Константин Симонов: Противоречивые стимулы к труду

Российские власти вроде бы всерьез озаботились проблемами эффективности труда. Алексею Кудрину во время прямой линии с президентом дали напомнить, что доходы у нас растут быстрее производительности. Вернули звание Героя труда, вспомнив и о нематериальном стимулировании работников.

Правда, поступающие сигналы все же весьма противоречивы. Так, в этом году для трудящихся ввели настоящие майские каникулы – явно не лучший способ стимулировать людей работать. Аргументы вроде необходимости сажать картошку притянуты за уши. Посмотрите хотя бы на рост числа чартерных рейсов из Москвы в теплые и не очень края в самом конце апреля, приведший даже к коллапсу в некоторых аэропортах. Трудовая Россия устремилась явно не на огороды. В свое время январские каникулы (кстати, никуда не исчезнувшие) объясняли необходимостью для родителей побыть с детьми. Найти веселую мотивировку у нас просто. Сложнее убедить людей работать, дважды в год отправляя всю страну в длительную спячку.

Другая проблема – структура занятости. Тут направление властной мысли понятно даже по пяти первым героям. Где главное внимание приковано к токарю, механизатору и шахтеру. Вопрос тут не в архаичности представления о труде (в конце концов, можно ввести отдельное звание «герой постиндустриального труда»). А в том, стимулируют ли такие жесты молодежь к получению технических и рабочих специальностей. Спору нет, весьма необходимых для нашей любимой модернизации.

Инженерные, да и рабочие специальности во многих странах сегодня оплачиваются очень хорошо. Водопроводчик и электрик запросто могут оказаться состоятельнее профессора или офисного работника. Денежные стимулы для получения таких профессий есть и в России. Однако выпускники школ совершенно не горят желанием иметь такое будущее. Баллы ЕГЭ для поступления в вуз на инженерные специальности давно уже значительно ниже, чем на гуманитарные.

Большой вопрос, удастся ли сломать эту тенденцию, давая звания героев токарям и слесарям. Ведь дело не в низком социальном статусе последних. У молодежи вообще убивается мотивация к любому труду. Тут самый путь в чиновники или в госкомпании – по крайней мере, так кажется школьникам и студентам. Ярких примеров для подражания тут побольше, чем в шахтерском ремесле. Взять хотя бы опять ставшего ньюсмейкером Анатолия Чубайса. Вроде бы символ рыночной экономики – а ни дня в частном бизнесе не проработал.

Другие истории успеха отражены в налоговых декларациях наших чиновников. Которым больше не нужно изображать из себя церковных мышей. Да что там чиновники – даже оппозиционеры, раскрывающие доходы, оказываются довольно состоятельными людьми. Нет, это хорошо, что богатство перестает быть стыдным. Вопрос в том, как быть с набором в рабочие. Надеюсь, старые технологии все же ограничатся почетными званиями. И мы не вернемся к указу об усилении борьбы с бездельниками, тунеядцами и паразитами, вышедшему чуть более полувека назад как раз в эти майские дни.