От редакции: Калачи для соотечественников

Владимир Путин намерен заманить русскоговорящих жителей иностранных государств в Россию. Он поручил правительству к 15 сентября 2013 г. разработать закон, который упростит процедуры и сократит сроки рассмотрения заявлений о приеме в российское гражданство бывших жителей СССР и потомков эмигрантов, если они владеют русским языком. Президентский указ – отчасти реакция на жалобу главы координационного совета Союза российских эмигрантов во Франции Дмитрия Кошко. Во время прямой линии он сравнил волокиту при рассмотрении ходатайств эмигрантов с моментальным предоставлением гражданства актеру Жерару Депардье.

Привлечение диаспоры для построения современной экономики и нового государства – неплохая идея (вот бы раньше). Выходцы из Европы и США, привыкшие жить по принципам верховенства права и уважения к собственности, конечно, мечтают приехать и изменить российскую действительность. Вопрос, какими калачами Россия могла бы заманить их на историческую родину. Политика Москвы по отношению к соотечественникам по бывшему СССР на протяжении 2000-х гг. была непоследовательной. Упрощение процедуры получения российского гражданства в 2002 г. коснулось только получивших постоянную регистрацию к 1 июля 2002 г. Многие соотечественники столкнулись с волокитой и надуманными отказами в предоставлении гражданства близким и детям. В 2009 г. эту процедуру отменили. В 2007 г. начала действовать программа переселения соотечественников, рассчитанная на 300 000 человек. В итоге к 2013 г. переехало около 125 000 человек. Переселенцев преимущественно направляли в депрессивные и отдаленные регионы. Многие не получили работу по специальности. Первоначально переселенцы платили подоходный налог в 30%, до 13% его снизили только в апреле 2011 г.

Что изменилось? Быстрое оформление паспортов – это, конечно, хорошо. Но сможет ли государство эффективно использовать отпущенные на 2013 г. переселенческие 2 млрд руб. для обеспечения приехавшим такой жизни, чтобы они не пожалели о своем решении, – большой вопрос. На прямой линии Путин сказал: «Это должно идти на благо самой России, на благо ее жителей и не раскачивать рынок труда». Как говорится, хлеб вам да соль.