Бэла Ляув: Удастся ли разуплотнить Москву

Город не начал строек более чем на 30 млн кв. м, рассказал недавно «Ведомостям» заммэра Москвы Марат Хуснуллин. Эта цифра помимо расторгнутых инвестконтрактов включает просроченные договоры аренды городской земли (которые не стали возобновлять) и планировавшиеся к утверждению проекты планировки территорий (их не стали принимать).

Если не приостановить стройки, Москва вскоре превратится в одну гигантскую пробку. Об этом еще в начале 2007 г. предупреждал возглавлявший одно из управлений столичного стройкомплекса Алексей Шепель. Он не поленился и подсчитал количество всех инвестконтрактов – получилось 46 млн кв. м. При заключении большинства из них вопросы транспортной доступности даже не обсуждались, возмущался чиновник и предложил немедленно ввести мораторий на строительство жилья. Энергичного чиновника немедленно уволили.

В конце 2010 г. команда мэра Сергея Собянина взялась за ревизию всех лужковских строек и обнаружила те же 46 млн кв. м и отсутствие дорог. Чиновникам удалось отменить 11,5 млн кв. м. Сама масштабная ревизия уже завершена, и остальные инвестпроекты продлены (правда, инвестконтракты сейчас не заключаются). Но отменой инвестконтрактов город не ограничился, и, как оказалось, пострадавших от ревизии – почти втрое больше. Хорошо это или плохо?

С точки зрения разуплотнения города – хорошо. 30 млн кв. м – это половина вводимого в стране (!) жилья. Город должен задышать свободнее.

С точки зрения притока инвестиций – вроде бы нехорошо. Стоимость расторгнутых контрактов мэр оценивал в $5000 за 1 кв. м. То есть столица потеряла почти $150 млрд. Но, с другой стороны, город разрешал и новые стройки – всего одобрено на 14 млн кв. м. Кроме того, выданы ГПЗУ (градплан участка – почти что разрешение на строительство) более чем на 30 млн кв. м. Получается, инвестиции город все равно получит – и даже больше тех, что потерял.

Что же с транспортным вопросом? С одной стороны, объемы строительства в лужковской Москве были меньше, чем в Москве собянинской: примерно 65 млн против 74 млн кв. м. Но с другой – город тратит гигантские суммы на дороги. Если, например, в 2006 г. на дороги из бюджетов (столичного и федерального) было направлено всего 50,7 млрд руб. и построили 22 км, то в прошлом году на развитие транспортной системы Москва потратила 292 млрд руб. и ввела 71 км дорог. Не говоря про строительство метро, железных дорог и т. д.

Планы у Москвы по транспорту грандиозные: девятилетние программы по строительству метро, железных дорог, линий скоростного трамвая. Но есть осложнение: город ставит жесткие сроки по строительству и вводу коммерческих объектов – инвесторы должны уложиться в 2–3 года. Не получится ли так, что одновременный ввод всех разрешенных объектов перекроет все усилия по транспортному строительству?