От редакции: Как чиновники используют мигрантов

Российские чиновники и депутаты Госдумы в последнее время подогревают и без того горячую тему трудовой миграции. Мигрантами пугают, приводят статистику преступности с участием выходцев из стран СНГ, обещают создать миграционный кодекс, требуют новых полномочий для ФМС и разного рода дружинников. Реакция приобретает черты истерики – депутаты заксобрания Петербурга вчера предложили использовать для борьбы с нелегалами внутренние войска МВД.

Россия, по данным ООН, занимает второе место в мире (после США) по числу граждан, родившихся вне пределов страны (12 млн и 43 млн человек соответственно). В нашу страну на постоянное жительство и на работу приезжают миллионы жителей бывших советских республик. Сравнивать, впрочем, можно по-разному. 12 млн человек – это 8,5% населения России. Во Франции эмигранты составляют 11% населения, в США – 13,5%, в Канаде – 21%. В Катаре, Саудовской Аравии и Кувейте они подавляющее большинство подданных (86, 70 и 66% жителей соответственно). В последние годы в Россию на постоянное жительство переезжают не так охотно, как в 1990-е: 191 000 человек в 2010 г., 356 000 – в 2011-м. Массовая трудовая миграция (3 млн, по официальным данным, и от 10 млн до 15 млн, считая нелегалов) также характерна для многих развитых государств и стран с сырьевой экономикой.

Итак, ситуация в России не уникальна и далека от кризисной. Имеющиеся проблемы вызваны плохим миграционным учетом и злоупотреблениями бесправием приезжих. Возмущение нашествием чужеземцев со стороны чиновников – лицемерие, ведь громче всех возмущаются именно те, кто отвечает за проведение политики в этой сфере, те, кто призван вести учет и следить за соблюдением прав мигрантов.

Если бы не провалы со стороны государства, нынешняя Россия могла бы занимать по отношению к республикам бывшего СССР ту же позицию, что Британия и Франция занимают по отношению к своим бывшим колониям. Они видят в выходцах из Индии, Пакистана, Сенегала и Алжира ресурс для сохранения численности населения и недостающие умы и рабочие руки для развития экономики. Кроме того, они считают новых граждан и трудовых мигрантов потенциальными помощниками в распространении модернизационных ценностей в странах, откуда те родом. Отсюда стремление бывших метрополий развивать институты государства в бывших колониях.

Россия, где трудятся и учатся миллионы жителей стран СНГ, могла бы помогать соседям обновлять устаревшие государственные и общественные институты. Рычагов влияния у России достаточно: денежные переводы гастарбайтеров составляют 47% ВВП Таджикистана и 29% ВВП Киргизии. Но российские чиновники и бизнес предпочитают относиться к мигрантам, как рабовладельцы – к рабам. В результате жители бывшего СССР живут по понятиям российского полулегального бизнеса, замыкаются в тесные сообщества и копят обиды на русских эксплуататоров.

Чиновники и депутаты несут ответственность за коррупцию, за использование дешевого труда приезжих на стройках, в том числе государственных, и многочисленные злоупотребления бесправным положением мигрантов. Пытаясь сейчас сбросить с себя эту ответственность, чиновники используют мигрантов по второму кругу. Приезжие нужны и как экономическая сила, и как способ зарабатывать политические очки на ксенофобском популизме.