Павел Степанцов: Менять работу, не меняя условий

По словам вице-премьера Ольги Голодец, 38 млн из 86 млн трудоспособного населения России заняты на данный момент в сером секторе. В чем причины распространенности неформальных правил, какова мотивация работников и работодателей, предпочитающих серые схемы трудоустройства? Что можно изменить и насколько изменения могут быть поддержаны самими работниками и работодателями?

Результаты сопоставления данных исследования «Евробарометр в России», проведенного Центром социологических исследований РАНХиГС под руководством Виктора Вахштайна и Павла Степанцова, с данными зарубежных социологических исследований показывают, что удовлетворенность условиями труда в России в 2–2,5 раза выше, чем за рубежом. Однако это не означает, что большую часть населения полностью устраивают сложившиеся условия на рынке труда. Скорее можно говорить о пассивном согласии большинства российских работников играть по сложившимся правилам.

Только деньги, только сейчас

Подтверждением этому служит то, что независимо от степени удовлетворенности условиями труда российские специалисты меняют работу в 1,5 раза чаще, чем работники в странах Западной Европы. Почти 2/3 людей, находящихся в трудоспособном возрасте, утверждают, что зарубежный рынок труда для них привлекательнее, чем российский, несмотря на то что 70% жителей страны никогда не были за границей. Таким образом, несмотря на участие в неформальных схемах трудоустройства, более 60% людей в трудоспособном возрасте предпочли бы работать в иной системе трудовых отношений. Однако артикулированного недовольства текущей ситуацией и тем более внятно выраженного желания изменить условия труда россияне, в отличие от работников стран Западной Европы, не выражают.

Этот парадокс объясняется просто: чем лучше условия труда, тем на большее число факторов начинает обращать внимание работник. Как показывает опыт других стран, с улучшением условий труда падает удовлетворенность текущей работой. Так, например, в США с 1980-х удовлетворенность работой падала в среднем на 5% каждые 10 лет.

Сейчас основными факторами удовлетворенности работой для людей из стран Западной Европы и США являются не столько высокая заработная плата и наличие социального страхования, сколько близкое к дому расположение, возможность работать по свободному графику, занятость в общественном секторе и т. д. В России же основными факторами удовлетворенности работой остаются заработная плата и базовый пакет социального страхования. Это своего рода базовые ресурсы. В их отсутствие другие условия труда выглядят не столь значимо.

По уровню зарплат и социальной ответственности работодателя Россия сильно отстает от стран с развитым рынком труда. В частности, оплата труда устраивает менее чем 1/3 россиян. По данным Российского мониторинга экономики и здоровья, для работника в социальном пакете, который он получает при трудоустройстве, до сих пор наиболее значимыми являются базовые вещи: это оплата очередного отпуска (89%), оплата больничных листов (86%), а также оплата отпуска по беременности и уходу за ребенком (73%). Это та социальная база, которая во многих развитых странах предоставляется по умолчанию.

В целом с социальным пакетом у российских компаний дела обстоят плохо. Только четверть российских предприятий готовы предоставлять путевки в санатории и турбазы (26,5%), бесплатное лечение или его оплату (23%), а также обучение за счет предприятия (23%). Наконец, незначительное число компаний обеспечивают оплату питания и предоставляют дотации на транспорт (по 12%). Аутсайдерскими льготами, которые предоставляются компаниями на нашем рынке, оказались содержание детей в дошкольных учреждениях (5%), ссуды и кредиты (5%), а также оплата жилья (2%).

Таким образом, как ни парадоксально, при худших условиях труда работники бывают чаще удовлетворены ими – им требуются самые базовые и простые ресурсы: достойная оплата труда и базовый пакет социальной ответственности работодателя. Получая его, они остаются довольными и у них не появляется стимула менять сложившиеся правила игры на рынке.

Изменить правила – значит уехать

Этим, в частности, объясняется тот факт, что россияне меняют работу в среднем в полтора раза чаще, чем жители стран Западной Европы: реальные условия, на которые соглашается человек при приеме на работу, в России хуже, и изменить он их не может. При этом к трудовой миграции за рубеж не готовы более 90% жителей. Так, по данным исследования «Евробарометр в России», желание уехать за границу на постоянное место жительство в ближайшие пять лет выразили лишь 11% респондентов. Примерно такая же доля участников опроса (10%) не против уехать, чтобы временно поработать за рубежом. С целью получения образования готовы уехать лишь 3% опрошенных. Отправить ребенка за границу на учебу согласны 5%, а на постоянное место жительства – 1,5%.

Есть несколько причин этого.

Во-первых, возраст и наличие семьи делает россиян немобильными. В большей степени готовы уехать люди в возрасте от 18 до 35 лет, у кого еще нет собственной семьи.

Во-вторых, к временной или постоянной эмиграции готовы лишь те, кто часто бывает за рубежом. Чаще всего это люди, которые ездят за границу по делам или на учебу, имеют зарубежных партнеров или собственность и совершают поездки продолжительностью более 2–3 недель.

По данным исследования, лишь около трети населения России ездят за рубеж. При этом только 10–15% из них (т. е. 3–5% от общего населения страны) регулярно ездят туда с деловыми целями. Более чем на три недели ездит лишь 14% жителей страны, совершающих зарубежные поездки. Отдых и туризм остаются превалирующей причиной посещения других стран (68% всех поездок). Деловые поездки и обучение составляют в общей сложности менее 15% поездок: это командировки (9%), личные встречи с зарубежными коллегами (3%), обучение (1%), посещение конференций и выставок (1%).

В целом только немногие из российских работников бывали за границей, имеют опыт работы в зарубежных фирмах. Поэтому лишь небольшая доля россиян рассматривает трудовую эмиграцию как хотя бы потенциальную возможность трудового развития (по нашим оценкам, не более 10–15%).

Если говорить про эту небольшую группу российских работников, то это в первую очередь наиболее экономически активные и уже успевшие состояться люди. Большее желание эмигрировать демонстрируют мужчины; наиболее активный возраст – от 24 до 29 лет; доход тех, кто больше всех хотел бы уехать, превышает 50 000 руб. Наоборот, наименее склонны уезжать мужчины моложе 23 и старше 50 лет с доходом менее 20 000 руб.

Другой группой людей, которые готовы уехать работать за рубеж, выступают российские топ-менеджеры (исследование компании HeadHunter, 2011 г.). Потенциально готовы возглавить иностранную компанию за границей 85% из них. При этом желающих возглавить такую компанию в России оказывается меньше – 69%. Треть опрошенных (33%) считают себя уже готовыми приступить к этой работе, почти столько же (32%) оценивают уровень необходимых навыков и знаний недостаточным.

Важно, что для людей, готовых к трудовой эмиграции, привлекательной оказывается не столько заработная плата, сколько возможность получить новый опыт и лучшие условия труда и жизни в целом. Другие страны привлекают отечественных работников по профессиональным, экономическим, культурным и климатическим причинам (данные исследования сети сайтов интернет-рекрутмента TheNetwork, 2009–2010 гг.). Лишь пятая часть респондентов заявляют, что их не устраивает экономическая ситуация в стране. Работа за рубежом ассоциируется в первую очередь с кардинальной сменой условий жизни и труда.

Итак, имплицитный запрос на изменение правил игры на рынке труда в России существует. Однако устойчивость сложившихся схем трудоустройства объясняется либо неготовностью работников активно «играть на их трансформацию», либо отсутствием веры, что их действия могут что-то реально изменить. Именно поэтому наиболее активные игроки на российском рынке труда в наибольшей степени заинтересованы в трудовой миграции – это, пожалуй, единственный способ для них быстро поменять неблагоприятную трудовую среду.