Мнения
Бесплатный
Статья опубликована в № 3353 от 28.05.2013 под заголовком: От редакции: Они снимались за Родину

От редакции: Они снимались за Родину

С. Портер / Ведомости

За последние годы государство значительно увеличило финансирование кинопроизводства и теперь хочет понять, как повысить качество продукта и как сделать так, чтобы зритель платил за пропаганду.

Пятничное совещание президента в Сочи с представителями киноиндустрии, можно сказать, прошло под знаком фильма «Легенда № 17» (вольный байопик о советском хоккеисте Валерии Харламове) – редкий выступавший не упоминал об успехе у зрителя картины, пропагандирующей патриотические ценности и здоровый образ жизни. Государство, как главный заказчик российского кино на сегодня, естественно, хочет, чтобы все фильмы были такими – и нужные властям ценности пропагандировали, и кассу давали. Владимир Путин отметил, что с 2000 г. объем госфинансирования кино вырос в 12,5 раза и составляет в 2013 г. более 6,6 млрд руб. Однако все равно «зарубежные фильмы укрепляют свои позиции в нашем прокате, а доля зрительского интереса к российским лентам по кассовым сборам составляет сейчас всего 15,5%».

При попытке решить эту проблему на поверхность вылезают противоречия. Например, президент уверен, что «граждане выбирают не между иностранным и российским кино, а между хорошим и не очень хорошим и всегда готовы отдать предпочтение именно отечественному продукту». Под хорошим кино он имеет в виду «прежде всего художественную ценность». И самому ему наиболее ценными кажутся фильмы, которые «рождают гордость за свой народ, за его историю».

Фильмов про историю и народ будет больше: Минкульт определил приоритетные темы, заявки по которым будут удовлетворяться в первоочередном порядке. Владимир Мединский на встрече привел примеры: 70 лет Победы в Великой Отечественной войне, борьба с наркоманией, герои труда, 100-летие Первой мировой войны.

Министр также рассказал, что правительство будет с этого года прямо заказывать сценарии. Президент, в свою очередь, настаивает на своей идее этической хартии участников киноиндустрии (впервые предложил в 2011 г.). Возможно, теперь шансов у хартии больше, потому что Путин намекнул, что список ее участников будет для государства «ориентиром дальнейшей поддержки кинематографа». Но самое поразительное, что с помощью этического кодекса Путин опять же хочет поднять качество продукции.

Еще одной важной темой обсуждения была борьба с интернет-пиратством. В частности, звучала идея, что оно наиболее губительно именно для российских фильмов, потому что они не такие качественные с точки зрения картинки и спецэффектов и зритель скорее посмотрит их дома в компьютере, чем пойдет в кино. Здесь налицо противоречие между целями пропаганды и ее монетизации, ведь пиратство увеличивает число просмотров, тем более в глубинке, где кинотеатров нет (ну и как-то забывается прямая связь между кассовым успехом фильма и числом его нелегальных скачиваний в интернете).

Некоторые кинематографисты жаловались, что госденьги получают авторы низкопробных комедий, которые легко отбивают затраты. И здесь противоречие – между благими пожеланиями высокого патриотического воспитания и доказавшими свою политическую и коммерческую эффективность на ТВ технологиями развлекательного оболванивания зрителей.

Государство купило кино. И мастерам киноискусства это нравится. Путин сказал на прямой линии, что неплохо бы по аналогии с «Легендой № 17» снять фильм о футбольном вратаре Льве Яшине. Сразу выяснилось, что студия «Централ партнершип» уже работает над проектом под названием «Они играли за Родину». Впрочем, вдова Яшина против, к тому же существует давний альтернативный проект.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать