От редакции: От ненависти к богатым к коррупции общества

Российское общество уверено, что честно заработать миллионы невозможно. В представлении граждан за 13 лет возможностей честно заработать состояние в России практически не прибавилось. А возможностей заработать нечестно – сколько угодно, только связи имей. Можно смотреть на это и как на моральную оценку существующей в России институциональной схемы.

Согласно данным свежего опроса «Левада-центра», 73% россиян уверены, что честно заработать миллионы рублей в России невозможно. В 2008 г. таких было 70%, в 2006-м – 83%. В течение 2000-х практически не менялось и общее согласие о нечестности приватизации 1990-х, особенно залоговых аукционов (в среднем около 75% опрошенных выступали за пересмотр итогов приватизации).

Считается, что Владимиру Путину было выгодно законсервировать представление о нечестности приватизации: для него это ресурс достижения лояльности крупного бизнеса. В результате оказалась законсервированной и нелегитимность частной собственности – это стало ресурсом кормления многочисленной армии чиновников и силовиков.

Выборные кампании 2007–2008 гг. ярко показали, что это еще и электоральный ресурс: на ненависти к богатым строилась значительная часть риторики правящей элиты. В кампании 2011–2012 гг. этого было меньше, однако ресурс сохраняется и используется в ставке на «большинство».

Важно еще понимать, что представление общества о возможности или невозможности честно добиться успеха – это основание для поведения. Люди действуют так, как они думают. Неверие в то, что человек может добиться чего-то сам, означает веру в то, что это должна для него сделать какая-то внешняя сила – например, государство. Или какие-нибудь духи и боги. Связанное с этим представление – уверенность в том, что если добиться результата формальными путями нельзя, то неформальными можно: связями, браками, переделом, в том числе и нелегальным, т. е. воровством и рейдерством. Человек может поглядывать на соседский дом с завистью – такое бывает. Вопрос в том, будет ли это черная зависть или стимул к тому, чтобы больше работать. Вопрос в том, напишет ли он донос на соседа или решит старательнее заниматься своим делом.