Александр Губский: Диплом доктора наук как «пропуск во дворянство»

Элита съела неофита. Игорь Федюкин (мой бывший коллега по «Ведомостям») проработал в должности заместителя министра образования и науки меньше года. Кампания по расследованию случаев плагиата в диссертациях (Федюкин возглавлял соответствующую министерскую комиссию) в существующих российских реалиях вполне логично привела к отставке не встроенного в систему проверяющего: «новые дворяне» восстали против того, чтобы кто-то (кроме сюзерена) подвергал сомнению их легитимность во дворянстве.

Когда деньги уже «заработаны», дети и внуки обеспечены, запасные аэродромы созданы, единственное, чего не хватает для подтверждения собственной значимости, – серьезного титула. Но титулы графа и князя в России не продаются, «фон барон» у нас не канает... Зато можно прикупить звание кандидата и даже доктора наук. Вместе со званием покупаются респектабельность и легитимность – так считают покупатели.

Подобную историю рассказал мне крупный федеральный чиновник – доктор наук в весьма редкой области. Ему позвонил знакомый бонза из региона с предложением стать рецензентом его докторской диссертации в той же области. «Послушай, нас, докторов наук в этой сфере, всего пять человек по всей России, – ответил ему чиновник. – Где ты и где докторская степень?! Всем будет очевидно, что это подлог. И зачем тебе понадобилась докторская степень?» – «Да понимаешь, – ответил ему «соискатель». – Все у меня есть, и у детей, и у внуков. А вот докторской степени нет. А так умру – на могиле будет написано: «Доктор наук, профессор».

Диссертацию он, кажется, защитил – с другим рецензентом. По данным Генпрокуратуры, в 2012 г. ВАК незаконно выдала 1323 диплома доктора наук.

Скромный Портос мечтал всего лишь о титуле барона (переводя в сегодняшние реалии – степени кандидата наук). Наша элита на меньшее, чем степень доктора, уже не согласна. Но читали ли эти «кандидаты в доктора» если не Дюма, то хотя бы «Сказку о рыбаке и рыбке», отдают ли они себе отчет, кому они со своими липовыми званиями уподобляются? «Не хочу быть столбовою дворянкой, // А хочу быть вольною царицей». // Испугался старик, взмолился: // «Что ты, баба, белены объелась?// Ни ступить, ни молвить не умеешь, // Насмешишь ты целое царство». Никакой респектабельностью тут и не пахнет. Как сказка Пушкина закончилась, мы с вами помним.