Андрей Панов: Украденные экзамены - это преступление

Скандалы стали неотъемлемой частью ЕГЭ. И это крайне печально. В первую очередь потому, что они дают дополнительные козыри в руки тех, кто хочет возврата к прежним временам. Невероятной коррупции в приемных комиссиях и минимальных шансов на поступление сильных, но небогатых абитуриентов из провинции в престижные московские вузы.

В этом году главным хитом ЕГЭ уже в который раз стали выложенные в интернет экзамены. Частично – из якобы труднодоступных районов, частично – с Дальнего Востока.

Только не надо думать, что списанные тесты – это уникальное российское явление. По всему миру люди сдают друг за друга экзамены, воруют ответы и используют технические средства во время экзаменов. Давайте посмотрим, как с этим борются в других странах и что еще может сделать Минобразования для защиты своего главного достижения за последнее десятилетие.

Во-первых, надо увеличивать число вариантов. Нет никакой даже теоретической сложности в составлении тысяч различных, но равнозначных вариантов, например, по математике. Решение задачи 13 + 36 ничуть не проще и не сложнее решения задачи 45 + 18. Компьютерная генерация позволяет еще и менять порядок задач – в этом случае толку от того, что ученик видел чей-то вариант, будет не больше, чем от стандартного учебника.

Во-вторых, необходимо совершенствовать техническую базу. Если часть теста будет сдаваться на компьютере, то будет гораздо проще увеличить число вариантов и сложнее сливать эти материалы в интернет. Более того, распространенные в сети варианты будет гораздо проще блокировать во время экзамена. Все классы, где проходит сдача тестов, должны быть оснащены общими и индивидуальными видеокамерами. Тогда любой подозрительный случай может быть исследован отдельно – проверку конкретного абитуриента могли бы, например, инициировать и вузы, если особо отличившийся на ЕГЭ студент не в состоянии вспомнить таблицу умножения.

В-третьих, надо вводить санкции за списывание. Понятно, что основную угрозу представляют не школьники, запостившие свой вариант в «В контакте». Думаю, что урок, полученный в этом году в виде аннуляции их работ, не пройдет бесследно. Основная угроза – это те, кто делает на ворованных вариантах деньги. Таких людей надо ловить и сажать в тюрьму. Но самое главное (по примеру того, как это было с тестом GMAT в американских бизнес-школах) – результаты детей всех родителей, которые платили жуликам, должны быть аннулированы. Естественно, всех студентов, пойманных на списывании ЕГЭ, нужно моментально отчислять из институтов и аннулировать все их сданные экзамены за время учебы.

Уровень технического мастерства мошенников будет возрастать с каждым годом. И точно так же должна расти скорость реакции правоохранительных органов и чиновников вместе с количеством денег, которые тратятся на обеспечение справедливых условий для всех российских школьников. С преступлениями против детей надо бороться жестко и показательно.