От редакции: Конкуренцию заказывали?

«Деловая Россия» и Общероссийский народный фронт хотят ввести частный механизм защиты прав потребителей, чтобы в России расцвела наконец конкуренция (см. статью на этой же странице). Предлагается разрешить компаниям и гражданам подавать коллективные иски к нарушителям антимонопольного законодательства и взыскивать с них ущерб, адвокатам по таким делам выплачивать «гонорары успеха», зависящие от объема взысканных убытков.

Частные или корпоративные иски о возмещении ущерба к компаниям, участвующим в картеле или злоупотребляющим доминирующим положением, в России давно разрешены. Глава ФАС Игорь Артемьев еще в 2011 г. сокрушался, что этим правом никто не пользуется, и предлагал буквально создать «некий фронт по противодействию монополистической деятельности». Кстати, известно, что российская ФАС – рекордсмен в мире как по числу сотрудников, так и по числу заводимых дел о нарушении антимонопольного законодательства.

Само по себе расширение системы частного контроля за исполнением законодательства и практики частного обвинения в судах было бы полезно для многих сфер общественных отношений в России, не только для борьбы с монополиями. Светлана Авдашева и Полина Крючкова из НИУ ВШЭ в работе «Государственный и частный инфорсмент законодательства: выбор для России» показали, например, что в некоторых сферах можно вообще отказаться от государственного контроля (когда штрафы фиксированы и прямо не связаны с выгодами от нарушения и причиненным вредом).

Что касается развития конкуренции, то для этого пропаганда частного контроля, простите за тавтологию, частная мера. Граждане не идут в суд из-за недоверия к судебной системе. Зависимая и продажная судебная система не может быть инструментом в борьбе за права. У нас очень много государственного регулирования, которое покоится на двух китах – защите производителя (протекционизм) и защите потребителя от собственного выбора (патернализм), считает Вадим Новиков из РАНХиГС. Это сильно вредит конкуренции, которая по своей природе предполагает отсутствие защиты.

У нас очень много государственного бизнеса, формирующего спрос на монополизацию. Антимонопольный фронт рискует стать такой же политической кампанией, как, например, кампания движения «Наши» против коррупции «Белые фартуки». Где сейчас эти фартуки и где коррупция?