Статья опубликована в № 3361 от 07.06.2013 под заголовком: Вещь недели: Высоковольтный кабель в тоннеле метро

Алексей Никольский: Ремонт кабельных сетей в метро займет десятилетия

По информации московского управления МЧС, предварительной причиной произошедшего 5 июня возгорания в перегоне «Библиотека имени Ленина» – «Охотный Ряд» Сокольнической линии метро стало загорание высоковольтного кабеля. Благодаря профессиональным действиям машинистов и других сотрудников метрополитена было эвакуировано более 4500 пассажиров, однако 89 из них пострадали, а 27 госпитализированы, так как надышались продуктами горения. ЧП привело к серьезным транспортным затруднениям, еще раз показав, какое значение имеет Московский метрополитен. С его причинами разбирается правительство Москвы, а информагентство «Интерфакс» не исключает, что по результатам разбирательства кто-то из руководителей метрополитена будет уволен. Стала ли причиной возгорания кабеля его изношенность, не сообщает ни МЧС, ни представители метрополитена.

В последнем опубликованном в интернете годовом отчете Московского метрополитена за 2011 г. написано, что за этот год 24,89 км кабеля с бумажной изоляцией заменено на кабели, не распространяющие горение. Чтение отчетов метрополитена за прошлые годы показывает, что темпы замены кабелей не превышают 30 км в год. При этом общая протяженность кабельной сети электроснабжения в тоннелях, коллекторах, шахтах и под платформами станций составляет, согласно отчету, 25 200 км. Понятно, что протяженность кабельной сети в тоннелях заметно меньше, но наверняка составляет не одну тысячу километров. Процент изношенных и пожароопасных кабелей неизвестен – точнее, самому метрополитену эта цифра, надо полагать, известна, но на запрос с этим вопросом получить вчера ответ от его пресс-службы не удалось.

При этом расходы на ремонт не только кабелей, но и всего электрооборудования метрополитена (включая также тяговые и понизительные подстанции и осветительную сеть) составляют, согласно годовым отчетам, не более 4–5% от общих расходов на капитальный ремонт основных фондов столичной подземки. Львиную долю, более 60%, стоят ремонты подвижного состава. Сколько составляют эти 4–5% в рублях, сказать трудно – эти цифры в отчетах не приводятся. Но если исходить из того, что себестоимость перевозок составила в 2011 г. 56,7 млрд руб., а расходы на все виды текущего и капитального ремонта – 7,6% от себестоимости (4,3 млрд руб.), вряд ли расходы на замену кабельных сетей превышают несколько сотен миллионов рублей в год.

Вот и получается, что если в Московском метрополитене действительно много изношенных и пожароопасных сетей, то их замена при нынешнем финансировании займет десятилетия, а значит, ЧП, аналогичные произошедшему 5 июня, к сожалению, могут повториться.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать