От редакции: Европа как утопия для русских

Россияне полагают, что жизнь в Европе лучше, чем в России, но готовы гордиться своей долей и себя европейцами не считают.

Не только западные бизнесмены представляются россиянам лучше отечественных (см. статью «От редакции: Прекрасные буржуи», «Ведомости» от 14.06.2013). Сравнивая себя с европейскими жителями, граждане России также склонны находить у европейцев больше позитивных черт, чем у себя. Фонд «Общественное мнение» спросил граждан, сильно ли различаются культура и ценности их и европейцев. 57% считают, что сильно, 10% – что несильно, 6% – не различаются. Тех, кто считает, что сильно различаются, попросили рассказать в чем.

Самыми популярными тезисами стали: в Европе выше уровень жизни (15%), европейцы более культурные, цивилизованные, воспитанные (13%), у нас разный менталитет (10%), в Европе выше патриотизм, более бережное отношение к своей культуре, истории (4%), европейцы более аккуратные, поддерживают порядок (3%), у них лучше социальная политика (3%), европейцы уважают друг друга (3%). Также высказывались мнения, что европейцы более свободны, дисциплинированны, трудолюбивы, меньше пьют и курят, а их права защищены законом.

У россиян преимущества такие: у нас больше духовности (2%), мы менее корыстны (2%), мы добрее и проще (1%), у нас выше семейные ценности (1%).

Кажется странным, что россияне почти не идентифицируют себя с европейцами и что отношение к европейцам такое комплиментарное на фоне популярности законов о «врагах» с Запада (в исследовании нет акцента на Западную Европу, однако оно содержит конкретные вопросы об отношении к Германии, Англии, Франции, Испании и Италии).

39% опрошенных уверены в доброжелательности европейцев, но 35% убеждены в обратном.

Низкая идентификация россиян с Европой (или даже с Европой или Азией – по региону проживания) фиксируется социологами давно. Например, международное исследование страновой идентичности в 2003–2004 гг. показало, что Россия вместе с Тайванем занимает последнее место из 35 стран по ощущению у людей связи с континентом (см. работу Владимира и Аси Магун «Идентификация граждан со своей страной: российские данные в контексте международных сравнений»). К слову, со страной, регионом и городом у нас связь тоже очень низкая, а гордимся мы главным образом достижениями элиты, явленными нам в телевизоре.

Изучавшие в середине 2000-х западную или восточную ориентацию украинцев, белорусов и россиян Йен Макалистер и Стивен Уайт писали, что на выбор пути влияют язык, религия, образование или уровень дохода. Более низкий уровень образования и жизни влечет за собой большую ностальгию по СССР и поддержку интеграции в рамках СНГ.

Прошлогодний опрос «Левада-центра» о патриотизме показал: 70% россиян считают гражданство России лучшим в мире, правда, с тем, что Россия лучше большинства других стран, согласны 48%. А с тем, что мир был бы лучше, если бы иностранцы были как русские, согласны всего 34% (42% затруднились ответить, 24% не согласны).

Запад вообще является для россиян утопией. Сознавая ее недостижимость, мы научились гордиться своим «особым путем», основой которого сейчас становятся «духовность» и «традиционные ценности», пропагандируемые властью. В советское время была та же схема, но тогда пропагандировались еще научные и технические достижения.