От редакции: Объединение судов – отражение нестабильности институтов

Целесообразность инициативы Владимира Путина по объединению Верховного и Высшего арбитражного судов вызывает сомнения с управленческой, правовой и финансовой точек зрения (см. статью на стр. 01). По тем же или близким соображениям можно вернуть под одну крышу Следственный комитет и Генпрокуратуру, а Госдуму объединить с Советом Федерации и правовыми подразделениями администрации президента и правительства.

Тем не менее инициатива укладывается в логику законотворчества последних лет. Декларации о политической стабильности подчеркивают непрочность права. Его непрерывное изменение и перекройка институтов отражают нестабильность инвестиционного, делового и общественно-политического климата в России. Вместо борьбы с негодным и криминальным правоприменением нам предлагается постоянное производство новых сущностей, одноразовых законов.

Нетрудно вспомнить частые изменения налогового законодательства, повышение, понижение, опять повышение страховых взносов для предпринимателей. Отечественное избирательное законодательство диаметрально изменяется, чтобы затем вернуться к первоначальному пункту или близко к нему: достаточно сказать об отмене и возвращении губернаторских выборов и выборов депутатов Госдумы по одномандатным округам, повышении и понижении минимальной численности партий. Ни одни выборы в России не прошли по закону, действовавшему в прошлую кампанию.

Нынешний созыв Госдумы превратил нормотворчество в пародию на законодательный процесс. Любой вызов интересам бюрократии, будь то уличная активность граждан, их стремление к объединению, угроза оказаться «невъездными» или рост миграции, истеблишмент пытается лично или через депутатов парировать сырыми инициативами и скорострельностью.

Не следует думать, что стахановское законотворчество вредит только бизнесу и гражданским активистам. Меняются правила движения, разрешается и быстро отменяется норма о возможном содержании алкоголя в крови водителя. Упрощаются правила изъятия земли и жилья у обывателей, чья недвижимость оказалась рядом с великими стройками госкапитализма.

Постоянная правка законов преследовала разные цели. Первые два путинских срока туман и противоречия в законах расширяли пределы бюрократического усмотрения и, как следствие, возможности неформального решения проблем. Для нынешних думских стахановцев законодательная черхарда – средство продемонстрировать лояльность и привлечь к себе внимание. Вне зависимости от мотивов непрерывной правки она приводит к одинаковому результату. Соблюдение закона выглядит маргинальным – напротив, стандартным становится действие в обход его, согласно более или менее стабильному и понятному кодексу нарушения правил.