Максим Гликин: Что такое гуманизм по-путински

«Во-первых, с человеческой точки зрения оно гуманно, а во-вторых, для того, чтобы поддержать экономическую активность, оно крайне важно». Игорь Шувалов, первый вице-премьер

На Петербургском экономическом форуме Игорь Шувалов в общем хоре чиновников и депутатов горячо поддержал амнистию для осужденных и подследственных по экономическим статьям, на которую после доработки проекта согласился Владимир Путин. Шувалов особо подчеркнул, что Путин считает ответственными за заботу об инвестиционном климате «каждого участкового и руководителя правоохранительного органа». Поскольку «безопасность предпринимателей и бизнеса – это неотъемлемая часть хорошего инвестклимата» (цитаты по «Интерфаксу»).

Еще недавно Путин назвал проект амнистии сырым. Дозрел же он до одобрения после того, как появилось два важных уточнения. Освободят только тех, кого осудили в первый раз (Михаила Ходорковского просят не беспокоиться). И только полностью расплатившихся со всеми, кому, по мнению следствия или суда, нанесен ущерб.

Пока проект становился все менее сырым, от первоначального замысла мало что осталось. Перед утруской и усушкой речь шла о широкой амнистии 110 000 зеков из бизнес-сообщества. Более 100 000 предпринимателей могут дать работу примерно 1 млн человек, это миллиарды долларов платежей в казну, радовался замыслу член правления РСПП Давид Якобашвили. Но в итоге статьи и правила сформулировали так, чтобы выйти на свободу могли только 10 000 человек. Но и те не выйдут, объясняют авторы проекта: расплатиться удастся лишь половине – около 5000 человек.

Гуманизм по-путински – это амнистия 5% бизнесового населения камер. И то при условии, что эти люди, лишенные свободы и бизнеса, все-таки смогут заплатить и захотят, согласившись с обидчиками. То есть этот акт гуманизма явно не про Алексея Навального и якобы уворованный им лес.

Экономический же эффект, вероятно, вот в чем. Каждый из 5000 заплатит казне, допустим, по 1 млн руб. Получится 5 млрд – неплохая прибавка! Мало того, поглядев на знаменательное, хоть и не бесплатное, освобождение 5%, партнеры и контрагенты еще активнее начнут вкладывать средства в российскую экономику. Не обращая внимания на то, что системные меры хотя бы в уголовной сфере не только не принимают, а, напротив, отменяют или не выполняют те немногие послабления, которые дал предыдущий президент. Ведь арестовывают бизнесменов как раньше, до введения медведевского моратория. А легкую статью о мошенничестве в сфере предпринимательства планируют дезактивировать новой тяжелой статьей о мошенничестве при госзакупках.

В свете чего восклицание Шувалова – как все-таки гуманно и как по-человечески хорошо поступил верховный главнокомандующий – следует трактовать не с точки зрения возможного эффекта, а от обратного. Ведь мог бы вообще никому не даровать свободу. Или отпустить, скажем, сотню-другую. Но в родном городе хорошим летним днем у главковерха было неплохое настроение. Шувалов уверен: теперь оно передастся и инвесторам. Такая у вице-премьера работа – быть неистощимым оптимистом.