От редакции: Власть сужает поле сомнений в собственной правоте

Развитие «дела экспертов» и попытки законодательно запретить критику действий Советской (Красной) армии во Второй мировой войне прекрасно дополняют друг друга. Скоро будет нельзя сомневаться ни в едином варианте истории, ни в действиях нынешней власти.

Прессинг против экспертов – авторов заключения по второму делу ЮКОСа – усиливается. На «беседу со следователем» приглашена Тамара Морщакова, член президентского Совета по правам человека. Морщакова не только руководитель и организатор рабочей группы по делу ЮКОСа. Она – особая фигура в современной юриспруденции. Ее авторитет основан прежде всего на безупречной человеческой и профессиональной репутации и уже потом на карьерных успехах.

Силовики, похоже, не уверены, что Конституционный суд даст добро на уголовное преследование бывшего зампреда, как требуют законы «О Конституционном суде» и «О статусе судей». Приглашая судью КС в отставке на «неформальную» беседу, юристы в мундирах пытаются поставить под вопрос беспристрастность экспертов и лично Морщаковой.

Эксперты посмели усомниться в легитимности одной из несущих опор современной российской государственности – делах Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Они публично оспорили приговор по второму делу ЮКОСа, выявив в нем нестыковки. Не имея возможности приструнить экспертов законодательно, бюрократия пытается прекратить их работу привычным правоприменительным давлением: обысками, контролем за почтой и другими сообщениями. Это привело к отъезду ректора РЭШ Сергея Гуриева и допросам других экспертов. Экспертам намекают: объективность заканчивается, если она затрагивает интересы власти.

Экспертиза по своей сути предполагает сомнение. Своими действиями – кроме «дела экспертов» это репрессии в адрес многих исследовательских центров, зарегистрированных как НКО, – власть дает понять, что время сомневаться ушло. То, что таким образом власть отказывается от интеллектуальной поддержки и оценки своих планов, никого не волнует.

Нельзя сомневаться в результатах выборов: суды не принимали иски об оспаривании результатов, в том числе с использованием материалов с видеокамер на избирательных участках. Возможно, скоро нельзя будет сомневаться в решениях судов: периодически появляются инициативы о запрете россиянам обращаться в Европейский суд по правам человека и праве Москвы не выполнять постановления ЕСПЧ.

Нельзя будет сомневаться и в славном прошлом: ведется работа над единой трактовкой истории для школьных учебников, Госдума может принять законопроект об уголовной ответственности (срок заключения до 5 лет или штраф до 500 000 руб.) за «отрицание деятельности армий стран антигитлеровской коалиции по поддержанию международного мира и безопасности во время Второй мировой войны». Расплывчатые формулировки законопроекта позволяют привлечь к ответственности за любые критические высказывания о действиях армий союзников и обвинения их в военных преступлениях.

Логика этих запретов понятна. Любое сомнение теперь воспринимается властью как угроза. Таким образом, политический конфликт переносится в сферу отношений власти с широким кругом людей, привыкших думать. Для развития страны это катастрофа – тезис без антитезиса синтеза не дает.