Анфиса Воронина: Что делать автодилерам на падающем рынке

Расскажите, почему мы должны именно вам дать скидку на машину?» – спросил менеджер автодилерского холдинга из первой пятерки, когда в прошлом марте я пришла заказывать редкий автомобиль. Мои аргументы его не убедили: цену в договоре этот же менеджер предложил зафиксировать без скидок, а скидку определить, когда машина (в заказанной под меня редкой комплектации) придет в Москву. Еще один дилер, калибром поменьше, в телефонном разговоре предложил внести предоплату в 40% без всяких обещаний о реальных сроках поставки.

В дилерских центрах другого холдинга из первой пятерки у входа скоро могут быть выставлены зимой жидкость для омывания стекол, а летом – уголь для мангала, рассказывал мне топ-менеджер этой компании пару месяцев назад. Потребитель меняется и выиграет тот, кто сможет идти впереди изменений, объяснял он, вдохновившись передовыми практиками международных розничных торговцев. А заодно сможет выжать каждую копейку из любой возможности заработать.

За первое полугодие продажи новых машин упали до 1,33 млн шт. – это на 6% меньше, чем за те же месяцы прошлого года. В апреле снижение составляло 8%, в мае с его длинными выходными – 12%, в июне – 11% (все цифры – к тому же месяцу 2012 г.). Конечно, в начале прошлого года продавцы хорошо поработали – и слабеющие продажи-2013 выглядят еще драматичнее. Тем не менее из топ-25 самых популярных моделей в плюсе лишь Lada Granta, Renault Duster, новые поколения Kia Rio и Cee'd и Hyundai ix35. Самая популярная иномарка – Hyundai Solaris – минус 2%, прежние бестселлеры Renault Logan – минус 31% и Ford Focus – минус 24%.

Теперь индустрия надеется на льготное автокредитование с господдержкой (Минпромторг внес в правительство программу, предусматривающую сусбсидирование 2/3 ставки рефинансирования ЦБ по автокредитам на машины стоимостью до 750 000 руб.). Но еще в январе, когда рынок на беспрецедентных скидках и спецпредложениях демонстрировал 5%-ный рост вслед за рекордным 2012 годом, производители и дилеры говорили о «хороших сигналах».

Если времена, когда продажи автомобилей росли на десятки процентов многие месяцы подряд, когда-нибудь вернутся, то доживут до них в относительном благополучии те, кому подход третьего моего собеседника ближе. А еще лучше будут чувствовать себя те, кто научится наконец следовать за потребителем, а не за обещаниями государства ввести очередную меру поддержки.

Машину я в результате купила у небольшого дилера, согласившегося и зафиксировать скидку в договоре, и ускорить производство автомобиля.