Роман Дорохов: Злой рок Microsoft

Кажется, Microsoft в последние годы преследует злой рок. Последний эпизод: списание в убыток $900 млн из-за снижения цен на планшеты Surface RT на треть. Нетрудно подсчитать, что Microsoft заказала производителям комплектующих выпуск компонентов для сборки до 6 млн планшетов. Неутешительные цифры, ведь за три квартала в мире было продано 1-1,5 млн таких устройств. Это оценки аналитиков. Сама Microsoft не спешит хвастаться продажами планшетов. Как только стало известно об этой истории в прошлую пятницу, компания подешевела на 11,4%, или на $34 млрд.

За последние лет 10 Microsoft пережила немало обидных провалов. Можно перечислить: музыкальные плейеры Zune (помните такие?), карманные персональные компьютеры на операционной системе Windows Mobile - предшественники планшетов и смартфонов, многочисленные попытки приспособить настольную Windows к сенсорным экранам от надстройки Origami образца 2007 г. до последней операционной системы Windows 8 от 2012 г. с интерфейсом, заточенным под управление пальцами даже на компьютерах без сенсорных экранов. А есть еще поисковик Bing, браузер Internet Explorer, инстант-мессенджер Live. Последний Microsoft благополучно похоронила после покупки Skype. Или вот помните портал MSN.ru, который Microsoft собиралась сделать третьим-четвертым сайтом рунета по посещаемости? Попробуйте сейчас зайти на него. Проще вспомнить, где именно компания преуспела: она отвоевала у Sony и Nintendo позиции на рынке игровых видеоприставок со своей XBox и выпустила для них устройство Kinect, с помощью которого управлять игрой можно руками или даже всем телом.

Многие годы инвесторы и пользователи прощали Microsoft провальные эксперименты с новыми устройствами. До тех пор, пока их устраивал основной товар компании - операционные системы линейки Windows и программы офисного пакета Office. А вот сейчас, похоже, Microsoft рискует победить в многолетней войне, которую ведет сама с собой: новые Windows и Office всегда выходят быстрее, чем компьютеры устаревают, и каждый раз лояльным пользователям нужно объяснять, чем плоха была прошлая Windows и почему они не смогут с ней дальше жить. Этот цикл споткнулся на Windows 8: ее предшественница «семерка», предназначенная для обычных компьютеров, была хороша, а вот ключ к экранам с сенсорным управлением Microsoft пока не подобрала. Компания надеется на корпоративных клиентов, которые привыкли к Windows, затратили деньги на обучение сотрудников работе с этой системой и не изменят ей с планшетами от Apple или, не дай бог, с Android-смартфонами. Напрасная надежда: предправления «Газпрома» Алексей Миллер вот уже предпочел iPad для мобильного контроля над крупнейшей корпорацией России. Хотя он мог бы купить какой-нибудь Surface Pro на Windows 8 и установить на него программы со своего настольного рабочего места.