Максим Гликин: Смысл несостоявшейся реформы полиции

У драмы возле рынка «Матвеевский» незатейливая предыстория. Небольшую квартиру в Москве арендует семья торговцев арбузами Магомед и Халимат Расуловы. Там же живет молодой брат Халимат Магомед Магомедов, зарегистрированный в Дагестане, имеющий один класс образования. Там же обитают еще с полдюжины земляков и родственников. Консьержка попыталась кого-то из земляков в дом не пускать, тогда Расуловы сломали магнитный замок двери в подъезд, а консьержке пообещали проблемы со здоровьем. Ее жалобы полиция игнорировала. Как и жалобы жильцов на то, что на стоянке для их авто, оборудованной за их счет, держит свой грузовик с арбузами Расулов.

Расуловы, Магомедов и его бабушка торгуют арбузами в июле, хотя разрешено с августа. Расуловы говорят, что заплатили за такое право все, что было у семьи, - 0,5 млн руб. По данным «Большого города», они выиграли разрешение на аукционе префектуры. По версии Расуловых, полиция требовала платеж увеличить и это их удручало.

26 июля Магомедов развлекся в Парке Победы. Избил старшеклассницу, раздел, повалил на землю, хотел изнасиловать. 27 июля пришел, как всегда, на работу - к «Матвеевскому». Туда и нагрянули сотрудники угрозыска в штатском. Расуловы, по их версии, решили, что это рэкетиры, и начали одного из них избивать. Расулов проломил ему голову кастетом. По другим данным - гирькой от весов, где взвешивали те самые арбузы. Сотрудники ППС взирали на происходящее спокойно. Расулов собрал вещи и покатил в родные горы, но был все-таки снят с автобуса.

Скандал дошел до Владимира Путина, тот возмутился. И вот теперь увольняют и отправляют под следствие одного полицейского за другим - всех тех, кто не реагировал на жалобы жильцов, покрывал торговцев на рынке, не пришел на помощь коллеге.

Если знаешь предысторию, мотив Расуловых понятнее. Пожив в Москве, они поняли, что им здесь можно все. В этом городе, уяснили они, нет никаких законов, кроме правил рынка. Если платишь, можно даже покалечить полицейского на глазах других полицейских и пойти домой.

Таковы итоги попытки реформы полиции. Смысл несостоявшейся реформы был бы в том, чтобы полицейские занялись наконец своим прямым делом - защитой граждан. Но и ее организаторы, господа из высшего сословия, заняты в основном не тем, ради чего наняты на госслужбу. Не произошло изменений, возможно, и потому, что жизнь в Москве для этого сословия вполне комфортна и безопасна. Чего не скажешь о нас, к нему не принадлежащих.