Дмитрий Симаков: Неудавшийся роман России с EADS завершен

Неудавшийся роман России с EADS завершен. Внешэкономбанк (ВЭБ) продал 2,14% акций европейского концерна из принадлежавших ему 5,02%. Возможно, доля ВЭБа уже и вовсе равна нулю. Ведь она после сделки оказалась меньше 3% и теперь ВЭБ не обязан отчитываться о последующем уменьшении пакета. И если он продаст все, то будет прав. Держать этот пакет дальше или передавать его в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК), как планировалось изначально, нет ровным счетом никакого смысла. В ВЭБе - да и не только там - это давно прекрасно понимали и ждали всего лишь удобного момента, чтобы если и продавать акции, то хотя бы заработать на сделке. Ведь покупались 5% примерно за 1 млрд евро, а торговались в конце июля (когда ВЭБ в Голландии тихонько отчитался о сделке) почти на 80% дороже.

Правда, изначально о продаже доли никто и не думал. 5% акций EADS летом 2006 г. примерно за 1 млрд евро купил другой российский госбанк - ВТБ. Тогда это подавалось как выгодная сделка (акции европейского концерна незадолго до этого рухнули на 40%), конечной целью которой должна стать кооперация между EADS и российским авиапромом (как раз тогда все активы объединялись в ОАК). Ведь Россия в лице ВТБ становилась одним из крупнейших акционеров концерна и рассчитывала на участие в управлении не только этой компанией, но и ее крупнейшей «дочкой» Airbus. Так что как-то само собой подразумевалось, что европейцы в благодарность за поддержание котировок чуть ли не сами предложат России помощь в проектировании и строительстве гражданских самолетов. Но менеджеры EADS и лидеры европейских стран незваному гостю оказались не рады. Переговоры о совместной работе затянулись, а потом и вовсе сошли на нет. В итоге представители ВТБ, а потом и ВЭБа (с декабря 2006 г. пакет у него) не получили даже места в совете директоров EADS.

Могло ли быть иначе? Вряд ли. Начать с того, что о скупке акций ВТБ никого не предупреждал, это стало для европейцев неприятным сюрпризом. Но главное все же в другом. России нечего было предложить EADS в обмен в сфере гражданского авиастроения. Так ради чего концерну было собственноручно рушить дуополию, в которой и Airbus и Boeing живется вполне комфортно? Россия интересует любого производителя гражданских самолетов исключительно как рынок сбыта. Но и здесь аргументов в переговорах у нас не было никаких. Несмотря на существенные таможенные пошлины лайнеры - что Airbus, что Boeing - к тому времени вовсю завозились в Россию. Закрывать рынок - не вариант, своей-то техники давно уже нет. Правда, наши амбиции великой авиационной державы по-прежнему никуда не делись. Только шансы в этом соревновании у России будут поменьше, чем у Канады и Бразилии. Эти страны, начав с региональной авиации, уже пытаются перейти в тяжелые веса. Россия же только в начале этого пути. Ведь первый самолет - Sukhoi Superjet пока находится фактически в обкатке. А другие проекты еще слишком далеки от стадии конвейера. И стоит понять, что помогать нам никто не будет. Конкуренты никому не нужны.