Виталий Сыч: Принуждение к дружбе

Кремль, возможно, оказывает Украине услугу, поставив ребром вопрос о выборе между ТС и ЕС

Когда стало известно о том, что российская таможня заблокировала импорт товаров с соседней Украины (14 августа), интернет-пространство в Киеве попросту взорвалось. С того дня и до сих пор практически все самые читаемые и самые комментируемые новости на Украине касаются того, что многие считают репетицией будущего российского эмбарго украинских товаров.

И дело не только в том, что любая российская тема традиционно быстро мобилизует на Украине многочисленные горячие головы всех мастей. Ограничение на ввоз украинских товаров в Россию ударило по всем от Львова до Луганска, а не только по оппонентам Москвы. Об огромных финансовых потерях заявили представители, например, компании «Метинвест», которой владеет самый богатый украинец Ринат Ахметов и по совместительству один из основных спонсоров Партии регионов. Последняя, в свою очередь, многим аналитикам в Москве виделась как пророссийская сила. Российская таможня начала тщательный досмотр грузов с перевешиванием всего поступающего металла от «Метинвеста», заявили в компании. Таможенники также начали делать пробы металлоконструкций, нарушая их целостность, и проводить тотальные проверки подлинности сертификатов происхождения продукции, чего не было ранее. При этом сертификаты отправляют на экспертизу в Москву, и это может длиться до двух месяцев. В результате срываются сроки поставок и компания несет убытки.

В общей сложности в «Метинвесте» работает более 100 000 человек, с семьями эта цифра вырастает по полумиллиона. И это не радикальные национал-патриоты, а работники промышленных предприятий востока страны, которые регулярно поддерживают Партию регионов как политическую силу, пропагандирующую всяческое развитие отношений с Россией. Многим из них было о чем подумать на прошлой неделе. Попали под раздачу и десятки других крупных предпринимателей, многие из которых - спонсоры той же Партии регионов и близкие товарищи президента Виктора Януковича.

Главное - это даже не масштаб бедствия, а та откровенность, с которой Москва впервые попыталась наказать Киев за дерзость. Запрет на импорт в Россию конфет Roshen был аргументирован наличием в них канцерогенов и еще какой-то дряни. Все понимали, что на самом деле это привет от Белокаменной одному из главных сторонников евроинтеграции Украины - владельцу корпорации Roshen Петру Порошенко. Однако некоторые условности политической войны тем самым все же были соблюдены. Но затем, когда российская таможня остановила почти весь украинский импорт, Москва устами советника президента России Сергея Глазьева официально признала, что это «профилактическое мероприятие» на случай подписания Украиной соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Мол, вот что вам примерно светит, если будете дергаться в неправильном направлении. Договор этот в Киеве многие действительно рассматривают как конец так называемой политики разновекторности и начало пусть и медленного, но полномасштабного сближения с ЕС.

Мало кто в украинской столице, даже в провластной, довольно лояльно настроенной к России правящей партии, предполагал, что Кремль будет открыто бить Киев по морде, приглашая дружить. Как сказал один знакомый кинопродюсер, «нас зовут в друзья, но только униженными и чтобы мы поняли, что, кроме дружбы, у нас выбора нет».

Неприятность ситуации для украинского руководства заключается в том, что Россия и Таможенный союз действительно являются незаменимыми торговыми партнерами страны: внешнеторговый оборот Украины с ТС в прошлом году составил около $65 млрд, или примерно 38% общего объема товарооборота, а с ЕС - $50 млрд, или 29% товарооборота. В Киеве все, даже оппозиция, понимают, что качество многих украинских товаров не немецкое, и даже не испанское и не польское, и быстро эти потоки переориентировать на Запад нельзя.

Однако стилистика приглашения в друзья по-русски, судя по всему, начала утомлять даже президента Януковича и его коллег. Так, министр энергетики Украины Эдуард Ставицкий, уже через несколько дней после того, как российские таможенники начали «кошмарить» украинские грузы, огласил, что Украина в прошлом году сократила импорт дорогого российского газа на 30%, и на этом не остановится. В этом году "Нафтогаз" планирует и дальше уменьшать поставки из России, удвоив в 2014 г. закупки в Европе. К тому времени построенный в советские времена газопровод будет в реверсном режиме качать 5 млрд куб. м газа. Средняя цена европейского газа, поставляемого в рамках годового контракта с немецкой компанией RWE, составит около $385 за 1000 куб. м, немного дешевле, чем $400, которые берет за каждую тысячу российский "Газпром".

Украина также рассчитывает снизить зависимость от российского топлива за счет сжиженного газа, который планирует получать танкерами по Черному морю, и для этого якобы уже ведет переговоры об аренде плавучего терминала у американской компании Excelerate Energy. Это должно доставить еще 5 млрд куб. м топлива в год, сообщил Ставицкий.

Дальше и вовсе начинаются чудеса. Правительство страны, в которую за три года из-за невыносимости условий ведения бизнеса не зашел ни один крупный иностранный инвестор, вдруг активизировало переговоры с западными газовыми гигантами о добыче сланцевого газа и голубого топлива со дна Черного моря. Украина уже подписала в этом году соглашение о разделе продукции с компанией Shell, предусматривающее разработку Юзовского месторождения сланцевого газа на востоке страны, которое должно принести 3-5 млрд куб. м газа в год.

Теперь местные советы на западе страны должны на этой неделе рассмотреть проект соглашения с Chevron на разработку Олесского месторожения сланцевого газа. Оно, в свою очередь, может принести 3-5 млрд куб. м газа. И в завершение правительство Украины, многие члены которого были доселе озабочены личным обогащением и внутривидовой борьбой, заявило о намерении подписать соглашения с консорциумом ExxonMobil и Shell по разработке Скифского участка на шельфе Черного моря. Это будет сделано в течение двух месяцев, добавил Ставицкий. Так быстро и эффективно с иностранными инвесторами украинское правительство не работало никогда. С учетом других запланированных проектов по добыче углеводородов на шельфе Черного моря Украина к 2020 г. сможет полностью обеспечить себя газом, заключил Ставицкий. А 2020-й год, как известно, придет через шесть лет. Даже если министр несколько блефует, рвение и намерение налицо.

Как это ни парадоксально, но Кремль, возможно, оказывает Украине услугу, поставив ребром вопрос о выборе между ТС и ЕС. Торговая война с Россией и подписание Ассоциации с ЕС может послужить пинком для Украины, стимулом модернизировать свое производство, который самостоятельно страна изыскать не могла. Это может быть долгим и мучительным процессом: например, грузинам понадобилось восемь лет, чтобы приблизиться к объемам экспорта вина, которые были у страны до введения Россией запрета на его ввоз. Украина - не Грузия, улучшать качество придется не только в вине, и занять это может больше, чем восемь лет. Но ведь и вознаграждение стоит того, как сказал в разгар торговой войны №9 списка самых богатых украинцев Константин Жеваго в интервью журналу "Корреспондент": «Мы хотим жить в лучшем обществе, не в бедном, а в богатом, в здоровом, а не в больном. ВВП ЕС - почти $16 трлн, ВВП России - $2 трлн. Если у тебя один сосед в восемь раз беднее другого, тебя жизнь выталкивает к более богатому соседу».

Пока же украинцы беднее обоих соседей, а сам Жеваго продает в Россию огромное количество вагонов Стахановского завода. Однако открытость, с которой миллиардер делится мировоззренческими умозаключениями, отражает зреющее среди украинских бизнесменов и политиков осознание того, что большую ставку на Россию, как прежде, больше делать нельзя. Что там рынками управляет не экономика, а политика, или вовсе эмоции нескольких человек, и любой экспорт, даже если он выгоден России, может в один момент прекратиться. Единственная альтернатива этому - диверсификация торговли. И подписание Украиной Ассоциации с Евросоюзом 28 ноября в Вильнюсе - неплохой фундамент для наращивания экспорта в Европу. Кстати, говорят, там по морде не бьют, что тоже приятно.

Пассаж же об эмоциях нескольких человек, возможно, и не фигура речи. Каждый раз, когда президент Владимир Путин приезжает в Украину с официальным визитом, он демонстративно проводит столько же времени со своим кумом Виктором Медведчуком, бывшим главой администрации президента Украины Леонида Кучмы, как и с президентом Януковичем. Последний, человек со сложными отношениями с законом, отставному офицеру спецслужб явно не симпатичен - и его можно понять, Янукович немногим радует глаз и на Украине. Но зачем Путин девальвирует себя и большую страну в глазах соседей-украинцев, оказывая всяческую поддержку Медведчуку с его оголтелой про-российской позицией, понять сложно. Несмотря на массивную рекламную кампанию, рейтинг Медведчука в стране редко дотягивает до 1%. Он не представляет на Украине никого, среди блогеров он - чемпион по издевкам и насмешкам читателей. Или же Путин плохо проинформирован о ситуации на Украине, или ему попросту все равно.