Анфиса Воронина: Когда сольются «Эльдорадо» и «М.видео»

С тех пор как группа PPF Петера Келлнера в 2008 г. получила сначала 50% в тогда еще крупнейшем российском продавце электроники и бытовой техники «Эльдорадо», а потом и консолидировала все 100% компании, казалось очевидным: чешские владельцы у этой сети ненадолго. PPF - классический инвестор, группа заходит в недооцененные активы на 3-7 лет и рассчитывает выйти из них с прибылью. Долю в «Эльдорадо» PPF получила после того, как налоговики в начале 2008 г. неожиданно обвинили оптовика ООО «Эльдорадо» в использовании серых схем и предъявили беспрецедентные для отрасли налоговые претензии - 15 млрд руб. (сама группа, впрочем, связь с одноименным ООО отрицала). Вслед за этим банки потребовали от «Эльдорадо» досрочного погашения кредитов и в целом стали гораздо осторожнее финансировать розницу. Тут-то на помощь «Эльдорадо» пришел давний финансовый партнер - входящий в PPF банк «Хоум кредит», к тому времени активно кредитовавший покупателей «Эльдорадо» в магазинах.

Основатель «Эльдорадо» Игорь Яковлев окончательно вышел из бизнеса сети в августе 2011 г., продав PPF 50% минус 1 акция (и вдобавок еще несколько девелоперских проектов). И уже в начале сентября стало извеcтно: PPF ведет переговоры с основным владельцем «М.видео» Александром Тынкованом о создании объединенной компании. Правда, PPF, как рассказывали тогда «Ведомостям» источники, рассчитывала на контрольный пакет в объединенной компании, а публичную «М.видео» предлагала оценивать по текущим котировкам. «М.видео» такой вариант не устроил, и уже в октябре 2011 г. источники, близкие к сторонам сделки, признали: она не состоится.

Прошло два года. PPF снова обсуждает объединение «Эльдорадо» с «М.видео». На этот раз переговоры, судя по всему, продвинулись гораздо дальше: «М.видео» даже подала в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) ходатайство о приобретении «Эльдорадо». Но, похоже, именно ответ антимонопольщиков оказался решающим на этот раз: ФАС предписала объединенной компании закрыть магазины одной из сетей в 35 регионах. Там, по расчетам отраслевого агентства «Infoline-аналитика», располагалось 435 из 704 магазинов обеих сетей. Переговоры потенциальных сторон сделки и так были трудными, а возникший после предписания ФАС вопрос о цене приобретения «Эльдорадо» стал «одним из существенных факторов», предопределивших судьбу сделки, признал представитель «М.видео». Прийти к согласию снова не удалось.

«Наш бизнес - это вопрос объемов, и консолидация рано или поздно должна произойти, сейчас тот момент, когда нам стоит на это посмотреть», - сказал в марте Тынкован. Положение сетей вполне стабильно, обе из квартала в квартал рапортуют о росте продаж и увеличении числа магазинов, но до ситуации, когда на рынке должен остаться только кто-то один, еще, кажется, далеко. Так что на сделку время еще есть. Да и до семилетнего срока, на который обычно заходит в активы PPF, еще пара лет.