Анастасия Голицына: Удастся ли Twitter продать свою популярность инвесторам?

Когда нынешний президент США Барак Обама проводил свою первую предвыборную кампанию в 2009 г., он сделал нетипичный рекламный ход. Команда Обамы зарегистрировала аккаунты в самых популярных на тот момент социальных сетях - Facebook, MySpace и Twitter - и регулярно отчитывалась в них о перипетиях предвыборной гонки. Таким образом Обаме удалось завлечь молодую аудиторию, которая больше времени проводит в сети, а не перед телевизором. Помню, меня поразило, с какой частотой появлялись новости в твиттере Обамы. Российские политики еще не жаловали социальные сети, а Дмитрий Медведев завел аккаунт в Twitter лишь годом позже - летом 2010-го.

Но вскоре после этого социальные сети показали свою силу. В том же 2010 году они сыграли не последнюю роль во время так называемой «арабской весны» - серии протестов и революций в странах арабского мира. Через Twitter и Facebook протестанты договаривались между собой, а власти, поняв силу организации людей через соцсети, пытались удалять записи в этих сервисах и даже отключать интернет. Российские протесты конца 2011-го - 2012 г. тоже координировались через соцсети, в первую очередь через Twitter.

Сейчас писать сообщения в Twitter - обычное дело для любого политика, многие делают это, прежде чем выпустить пресс-релиз, а иногда и вместо этого. Теперь Twitter, позволяющий людям обмениваться сообщениями длиной всего в 140 символов, будет пытаться продать свою популярность инвесторам. Этой осенью компания проведет IPO на одной из американских бирж. Она хочет привлечь на бирже $1 млрд и сделать миллионерами основателей - Эвана Уильямса и Джека Дорси. На IPO Twitter могут заработать и российские бизнесмены - Алишер Усманов и Юрий Мильнер, чей фонд DST Global владеет около 5% акций компании.

Проблема в том, что всемирно известный Twitter, у которого более 200 млн активных пользователей, до сих пор убыточен - в первой половине 2013 г. убыток составил $69,3 млн при выручке в $253,6 млн. Тем не менее аналитики считают шансы Twitter на удачное IPO очень высокими и оценивают компанию в $12-15 млрд. Например, аналитики брокерской фирмы SunTrust Robinson Humphrey оказались такими оптимистами, что еще до размещения Twitter рекомендовали их покупать.

Аналитики приводят в пример конкурента Twitter - социальную сеть Facebook. IPO этой компании, состоявшееся в мае прошлого года, не задалось с самого начала. Произошел компьютерный сбой в системе биржи NASDAQ, и покупатели не могли отследить свои заявки на акции Facebook. В результате многие инвесторы потеряли миллионы долларов, а общая атмосфера после IPO соцсети была напряженной. После IPO акции Facebook начали стремительно дешеветь, и вскоре их стоимость упала в 2 раза по сравнению с ценой размещения. Однако затем компания поняла, как ей заработать на растущей аудитории мобильных устройств, восстановила доверие инвесторов, и ее капитализация вновь выросла и превысила уровень IPO. А Twitter изначально сделал ставку именно на мобильных пользователей, так что его монетизация - дело времени.