Наталья Ищенко, Юлия Грибцова: «Мегаполис» теперь не выкуришь

Несмотря на антитабачный курс, взятый российскими чиновниками несколько лет назад, крупнейшая сделка с 2010 г. состоится именно в табачном бизнесе. До конца года табачные производители Japan Tobacco (JTI) и Philip Morris International (PMI) закроют сделку по покупке 40% в крупнейшем табачном дистрибуторе России - ЗАО «ТК «Мегаполис». Это станет самой большой сделкой в потребительском секторе за последние три года, по данным Dealogic, после поглощения компании «Вимм-билль-данн» в 2010 г. компанией PepsiCo. Российский бизнес дистрибуторской компании оценен в $3,75-4,25 млрд (с учетом возможной доплаты).

Крупнейший дистрибутор России начинал бизнес в 1990-е гг. «Мегаполис» был основан Сергеем Кациевым в 1998 г., группа «Меркурий» - Игорем Кесаевым в 1991 г. и изначально занималась импортом табачных изделий в Россию. В 2006 г. компании объединили логистику. До сделки Кесаев и Кациев владели 100% «Мегаполиса» (через офшорные структуры). После закрытия сделки их доля снизится до 60%, при этом Кесаев сохранит контроль. Соглашений, которые предусматривали бы для новых акционеров возможности нарастить долю в дистрибуторе, не заключалось.

О том, что табачные гиганты ведут переговоры с «Мегаполисом», было известно еще весной. Но то, что конкуренты могут объединиться, стало неожиданностью. Логика этой сделки прослеживалась только со стороны табачников - когда дистрибуция продукции по всей стране держится на одной компании, риски велики. Став единственным дистрибутором для JTI, PMI и Imperial Tobacco, «Мегаполис» фактически создал единую систему поставок для конкурентов, так что, если бы у компании начались проблемы, трудности со сбытом возникли бы и у производителей сигарет.

Настораживали и долги компании: перед IPO, которое «Мегаполис» готовил в конце 2011 г., общий долг компании на конец 2010 г. составлял $760 млн, чистый - $587 млн. При этом с 2008 по 2011 г. компания выплатила своим акционерам около 6,5 млрд руб. дивидендов. Инвестбанкиры связывали долги с покупкой Кесаевым 51% сети магазинов «Дикси» (около $600 млн). IPO должно было, в частности, закрыть этот долг. Личное состояние Кесаева журнал Forbes оценивал в $2 млрд (51-е место в рейтинге богатейших бизнесменов России в 2013 г.).