Арина Бородина: Столкновение двойников в эфире

Как "Россия 1" не смогла сделать точь-в-точь как "Первый канал"
Максим Стулов / Ведомости

В воскресенье, 2 марта, в эфире двух главных российских каналов - "Первого" и "Россия 1" - состоялась премьера очень похожих друг на друга развлекательных форматов. Музыкальное шоу перевоплощений, когда одни исполнители полностью копируют внешность и репертуар знаменитых коллег по цеху, уже хорошо знакомо зрителям. Прошлой весной оно выходило на "Первом канале" и называлось "Один в один!". Этот формат (оригинальное название Your Face Sounds Familiar) в России производит компания "Вайт-медиа", дочерняя компания Endemol. По итогам 2013 г. шоу "Один в один!" стало одним из самых популярных в стране, в течение трех месяцев раз в неделю его смотрело около трети телевизионной аудитории страны.

После такого успеха "Первый" не скрывал планов на второй сезон и запланировал показ этого шоу на весну 2014 г. Но, как уже сообщалось, в конце января "Вайт-медиа" внезапно объявила о том, что заключила контракт на новый сезон "Один в один!" с "Россия 1". Для "Первого канала" это стало полной неожиданностью. На телевизионном рынке пошли разговоры о том, что ВГТРК предложила "Вайт-медиа" за "Один в один!" сумму вдвое большую, чем платил "Первый". Но председатель совета директоров "Вайт-медиа" Тимур Ванштейн и руководство "Россия 1" эту информацию опровергли. "Первый канал" тогда не стал комментировать сложившийся конфликт.

Примечательно, что в анонсах "Один в один!" в эфире "Россия 1" были использовали эпизоды из первого сезона "Первого канала". Такого еще не было, чтобы какой-либо телеканал использовал для рекламы своих статусных премьер кадры, которые у себя в эфире показывали его прямые конкуренты.

Впрочем, "Первый" нашел чем ответить на такой демарш "Вайт-медиа" и «Россия 1». На канале придумали аналогичный формат, который назвали "Точь-в-точь". Здесь так же одни музыканты перевоплощаются в других. Но у "Точь-в-точь" есть свои отличия в правилах конкурса, поэтому считать это стопроцентной копией "Один в один!" нельзя. В собственном проморолике «Первого» были слова, явно указывающие на конкурентов с "Россия 1": "Можно не иметь никаких достоинств: ни яркой внешности, ни природного артистизма, ни чарующего голоса. Но думать, что все получается один в один..."

Но и это еще не все. Оба шоу госканалы столкнули лбами в эфирной сетке, заставив зрителей выбирать что-то одно: "Один в один!" на "Россия 1" показывали с 17.00 до 20.00, "Точь-в-точь" на "Первом" - с 18.00 до 21.00. В итоге зрители в подавляющем большинстве «проголосовали» за премьеру на "Первом". Новый проект канала обошел конкурента с большим отрывом и в Москве, и по стране в целом. В столице доля аудитории (процент от всех включивших телевизор) шоу "Точь-в-точь" - 22,5%, у "Один в один!" - 13,5%. Рейтинг (процент посмотревших программу от жителей региона, здесь и далее данные TNS среди россиян старше 18 лет в городах от 100 000 человек) - 9,2 против 5%. По стране в целом отрыв не меньше: на "Первом" шоу перевоплощений смотрело почти 25% аудитории (рейтинг - 9,6%), а на "Россия 1" - лишь около 16% (рейтинг - 5,6%). "Точь-в-точь" по итогам недели стал третьим по популярности телепроектом в стране, а "Один в один!" не попал даже в топ-20.

Вообще это далеко не первая ситуация, когда на двух крупнейших каналах страны параллельно существуют похожие форматы. Достаточно вспомнить, что именно на волне многолетнего успеха "Пусть говорят" на "Первом" на "Россия 1" появилось ток-шоу "Прямой эфир".

А в 2006 г. на канале "Россия" состоялась премьера шоу "Танцы на льду", в котором участвовали знаменитые артисты и известные фигуристы. Его показали в августе, а через две недели на "Первом канале" стартовал аналогичный формат - "Звезды на льду". Но эти шоу выходили в эфир в разные дни, и зрителей хватило на всех. Формат был очень популярен. Тогда в среднем на "России" ледовое шоу смотрело 34,4% от всех зрителей страны, а аналогичное на "Первом" - 33,2%.

Более сложная история была с "Кривым зеркалом" Евгения Петросяна. До 2004 г. этот юмористический формат выходил только на "Первом канале". Рейтинги у него были огромные - иногда доля превышала 40%. Неудивительно, что ВГТРК решила переманить этот проект к себе, предложив более выгодные условия. Премьеры "Кривого зеркала" стали выходить только на канале "Россия". Но "Первый" не сдавался и оставил в своем эфире повторы проектов, права на которые принадлежали этому каналу, а не самому Петросяну. В итоге почти два года "Кривое зеркало" выходило параллельно на двух госканалах! Правда, опять же в разные дни. И снова зрителей хватало на оба показа. В 2004 г. на "Россия 1" средняя доля премьер "Кривого зеркала" составила почти 37,4%, а повторы на "Первом" собирали даже больше - 39,7%. Раздвоение Петросяна в эфире продолжалось до осени 2006 г. К тому времени рейтинги передачи уменьшились - на "Первом" его в повторах смотрели около 20%, в премьерах на "России" - около 30%. Но с сентября 2006 г. "Кривое зеркало" воцарилось только на "Россия 1". И до сих пор выходит только там. У него стабильная аудитория. Но рекордных рейтингов, как когда-то на "Первом", Петросян собрать уже не смог. Не повезло с переменой канала и Максиму Галкину. До 2008 г. он был лицом "Первого". Новогодние шоу и сольные концерты с Галкиным стабильно били рекорды телесмотрения, иногда их доля доходила до 60%. А потом "Россия 1" переманила артиста к себе, он стал ведущим новогодних проектов и нескольких регулярных шоу, в частности "Танцев со звездами". Кстати, и в "Один в один!" Галкин сидит в качестве одного из членов жюри. Но после ухода с «Первого» ни один проект с участием Галкина и близко не собирал таких рейтингов, как прежде.

Перспектива дальнейшего показа "Точь-в-точь" и "Один в один!" лоб в лоб друг с другом очевидна уже сейчас. В воскресенье "Один в один!" не смог удержать аудиторию даже на фоне резко возросшего из-за обострения ситуации на Украине интереса зрителей к политическим программам.

Если посмотреть, как распределялась 2 марта аудитория между "Первым" и "Россия 1" (см. график), то заметно, что после окончания спецвыпуска "Вестей недели" в 17.00 зритель резко с канала уходит, не заинтересовавшись "Один в один!". У спецвыпуска между тем доля была довольно высокой - в среднем около 20%. Позднее, в 20.00, когда на "Россия 1" начался основной выпуск "Вестей недели", часть зрителей на канал вернулась, доля аудитории выросла до 22%). Но на "Первом", где все еще шло шоу "Точь-в-точь", их все равно было заметно больше - около четверти.

Чтобы избежать окончательного провала, выход у "Россия 1" только один - перенести показ "Один в один!" на другой день, не сталкиваясь в эфире с "Первым". И скорее всего так в ближайшее время и произойдет. Тогда у канала есть шанс удержать внимание аудитории. Ведь как бы ни складывались взаимоотношения между конкурентами - "Первым" и "Россия 1", сам формат шоу перевоплощений оказался невероятно успешным и востребованным у российских зрителей. И даже раздвоение не мешает ему три часа подряд удерживать у экранов телевизора четверть телевизионной аудитории страны.

Автор - независимый телеобозреватель.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать