Арина Бородина: "Прямая линия" Владимира Путина неинтересна молодым зрителям

Средний возраст аудитории этой трансляции - около 60 лет

«Прямая линия» с Владимиром Путиным в этом году вызвала больше интереса у российских зрителей, чем в 2013 г. Очевидно, что рост рейтингов связан прежде всего со сложными политическими взаимоотношениями с Украиной и с недавним присоединением Крыма к России. Эти темы последние несколько месяцев находятся в центре внимания российских телезрителей. Именно Украине и Крыму президент посвятил половину эфирного времени из почти четырех часов общения со страной (в прошлом году линия была еще длиннее - 4 часа 47 минут).

Так, на «Первом канале» за "прямой линией" президента следили 25,5% всех включивших телевизор (доля аудитории) или 5% от всех жителей исследуемой аудитории страны (рейтинг, здесь и далее, данные TNS среди зрителей старше 18 лет в городах с населением больше 100 000 человек). У «России 1» показатели выше: доля 28,2% и рейтинг 5,5%. В прошлом году общероссийские цифры у каналов были меньше и совпали - доля в среднем 24,5% при рейтинге 4,7% у каждого. Так что в этом году главный канал ВГТРК впервые смог уверенно обойти «Первый» по рейтингам трансляции "прямой линии" по стране в целом.

При этом среди москвичей Путина смотрели больше на «Первом».

Также линию показал канал «Россия 24», но его цифры гораздо скромнее: доля 6,5% и рейтинг меньше 1%.

«Прямая линия» Путина - уникальный формат для российского телевидения. Он существует с 2001 г. и пользуется у зрителей неизменной популярностью. Динамика смотрения линии очень плотная, доли каналов почти не снижается даже к концу трансляции (см график). И это несмотря на то, что прямой эфир в последние годы длится уже четыре-пять часов подряд. По итогам дня президентское телеобщение со страной традиционно становится самой популярной передачей среди всех каналов, обгоняя по доле аудитории даже вечерние сериалы.

И когда «прямую линию» показывают вместе и "Первый", и "Россия" (так происходило в 2001-2006 гг., а затем с 2013-2014 гг. ), аудитории хватает на двоих. В эти дни оба госканала заметно оттягивают на себя зрителей, уводя их от конкурентов. Так, 17 апреля доля «Первого» за сутки составила 19,2%, «России 1» - 16,7%, а НТВ - только 11,8%. А доля аудитории проектов НТВ, идущих в одно время с "прямой линией", была почти в три раза меньше, чем у путинского телеобщения.

Примечательно как распределялась аудитория во время показа. Так, в Москве самая высокая доля (30,7%) на «Первом» была в интервале 15.10 - 15.20. В это время Путин, в частности, ответил на вопрос, прозвучавший из Сочи, не забудут ли в наступающем курортном сезоне о судьбе столицы прошедшей зимней Олимпиады на фоне событий в Крыму; потом не отменят ли будущий Чемпионат мира по футболу, который должен пройти в 2018 г. в России и про проблемы развития спорта для детей-инвалидов. У столичной аудитории, смотревшей "прямую линию" на канале "Россия 1", другие приоритеты. Судя по динамике смотрения зрителей, их больше волновала как раз ситуация с Украиной и Крымом, а максимальный скачок доли до 29.8% на этом канале произошел в 13.30 -13.40. Здесь Путин уговаривал писателя Сергея Лукьяненко продолжить издавать книги на Украине, сообщил о «нелегитимности" нынешней власти в Киеве. В этом же интервале прозвучало заявление тележурналиста Дмитрия Киселева о том, что Россию, по его мнению, "душат" со всех сторон и что это кольцо врагов "разрастается как раковая опухоль".

Почти так же разделились интересы зрителей этих двух каналов и в целом по стране. Так, аудиторию «России 1» больше всего волновала все та же ситуация с Украиной. А зрителей на «Первом» - внутрироссийские вопросы, социальные и неполитические темы. Это видно по тому, как доля «России 1» к концу трансляции, последние полчаса, несколько снижалась, а «Первого» - напротив, росла.

Еще одно отличие «прямой линии» у двух госканалов в том, что «Первый» традиционно собирает более молодых зрителей, чем у «Россия 1». Показатели в аудиториях 14-44 и 18-30 у "Первого" всегда заметно выше.

Но в целом средний возраст зрителей «прямой линии» в этом году - 60 лет. Это люди пенсионного возраста. Что объяснимо. Путин в своих эфирах обычно много говорит о проблемах ЖКХ и медицины, про пенсии и жилье для ветеранов. Эти темы, как правило, меньше волнуют молодежь. Кроме того, надо учитывать, что "прямая линия" каждый раз выходит днем, в рабочее время, когда большая часть активного населения страны находится на предприятиях и офисах.

Аудитория "прямых линий" с Путиным старела год от года. В 2001 г. средний возраст ее зрителей на «Первом» составил 57 лет, а «России 1» (тогда просто «Россия») - 55 лет, а в 2013 г. - уже 59 лет и 61 год соответственно.

Даже тема Украины, которая явно доминировала в этом году на «прямой линии», не изменила ситуацию. «Первому» удалось чуть омолодить зрителей (средний возраст линии - 57 лет), а вот «Россия 1» осталась с пенсионерами (61 год).

Так что телеэлекторат у Путина довольно стабильный, но он не обновляется и не молодеет.

Автор - независимый телеобозреватель