Дональд Туск: Что Европа может противопоставить газовому господству России

Европа должна противопоставить монополистской позиции России единый европейский орган, уполномоченный покупать российский газ

Какой бы оборот ни приняли события на Украине, уже сейчас очевидно: чрезмерная зависимость от российских энергоносителей ослабляет Европу. Да и цену, которую назначает Россия за свои углеводороды - во всяком случае, для многих стран, - трудно назвать низкой.

Это азы экономической теории. Основной поставщик способен поднимать цены и снижать поставки. Но исправить это искажение рыночного равновесия достаточно просто. Европа должна противопоставить монополистской позиции России единый европейский орган, уполномоченный покупать российский газ.

Когда это будет сделано, Европе следует поставить перед собой более долгосрочную задачу - разрушение газовой монополии России и восстановление конкурентной рыночной ситуации. Это потребует от европейских правительств выработать единую позицию. Такие случаи координации усилий не уникальны для ЕС.

Сейчас, например, ЕС создает банковский союз, общеевропейскую нормативную основу функционирования ее финансовых институтов. 28 стран - членов блока вместе покупают уран для атомных станций через «Евроатом», агентство ЕС по атомной энергетике. Подобный подход необходим и в отношении российского газа.

Именно поэтому я выступаю с предложением создать энергетический союз. Он вернет европейский проект к его истокам. Херман ван Ромпей, председатель Европейского совета, сравнил проблемы, стоящие сегодня перед энергетикой, с теми, с которыми мы столкнулись 60 лет назад - и решение которых привело к созданию Европейского объединения угля и стали.

Идет ли речь об угле, стали, уране, кредитах или газе, главная мысль ЕС всегда была в том, чтобы объединять Европу, обеспечивая надежность поставок и честные правила игры там, где рыночных инструментов недостаточно. Энергетический союз также должен исходить из взаимной ответственности и общности экономических интересов. Он должен основываться на шести основных принципах.

Во-первых, Европа должна выработать механизм совместного обсуждения энергетических контрактов с Россией. Этот механизм может разрабатываться в несколько этапов. Для начала двусторонние соглашения необходимо сделать максимально прозрачными и исключить факторы, искажающие действие рыночных механизмов. Затем для всех новых газовых контрактов должен быть разработан единый шаблон. Наконец, Европейская комиссия должна быть обязательным участником всех новых переговоров.

Во-вторых, механизмы, гарантирующие единство позиции стран-членов, должны быть усилены на тот случай, если поставки энергоносителей снова окажутся под угрозой, как это случилось холодной зимой 2009 г., когда в результате газовой войны России с Украиной транспортировка газа в несколько европейских государств была остановлена. Европа должна быть твердо уверена в том, что ей гарантирована надежность поставок, у нее достаточно ресурсов для хранения запасов, а газовая инфраструктура работает без сбоев.

В-третьих, ЕС должен поддержать строительство необходимой энергетической инфраструктуры. Сегодня как минимум 10 стран - членов ЕС закупают более половины своих запасов у единственного поставщика - «Газпрома». Некоторые же страны полностью зависят от контролируемого российским правительством газового гиганта. В странах, где безопасность поставок обеспечена хуже всего, хранилища топлива и газопроводы должны быть построены при участии ЕС. Такие проекты должны софинансироваться Брюсселем по максимально допустимой ставке в 75%.

В-четвертых, Европа должна в полной мере использовать доступные ей месторождения углеводородов, в том числе угля и сланцевого газа. В восточных странах ЕС, в том числе Польше, уголь - синоним энергетической безопасности. Никакую страну нельзя принудить добывать свое ископаемое топливо, но никому нельзя в этом препятствовать, пока это происходит без ущерба для экологии. Мы должны бороться за чистоту нашей планеты, но при этом должны гарантировать себе надежный доступ к энергоресурсам.

В-пятых, мы должны наладить отношения с нашими партнерами за пределами Европы. Международный рынок газа - новое явление. В годы Европейского объединения угля и стали газ нельзя было транспортировать по морю; сегодня, благодаря технологическому прогрессу, в нашем распоряжении есть необходимый инструментарий для создания единого европейского газового рынка. Подписание соглашений со странами, только начинающими добычу или экспорт газа, может изменить ситуацию на европейском энергетическом рынке. Одна из таких стран - это США, где добыча сланцевого газа была начата в последние годы. Другая - Австралия, восходящая звезда на рынке экспорта сжиженного газа.

В 2005 г. ЕС вместе с еще восемью соседями создали Энергетическое сообщество, стремясь распространить европейский рынок газа на Восток. Эту деятельность следует продолжать. Мы должны обеспечить бесперебойным энергоснабжением не только ЕС, но всю Европу в целом.

Польша была в авангарде этого процесса. Наша страна первой предложила Еврокомиссии принять участие в газовых переговорах с Россией. За последние семь лет Польша вложила более 2 млрд евро в развитие своей системы газохранилищ, строительство газового терминала, соединение своей газовой инфраструктуры с системами Германии и Чехии, а также в возобновляемые источники электроэнергии.

ЕС стал тем, чем он стал сегодня, потому что несколько стран поняли простую вещь: общий контроль над производством стали и добычей угля необходим и взаимовыгоден. Пришло время расширить существующую общность в пространстве энергетики. Сегодня, когда новые технологии это позволяют, а старые проблемы этого требуют, мы едва ли вправе не сделать этого шага. (FT, 22.04.2014)

Автор - премьер-министр Польши