Елена Ходякова: «Ямал СПГ» будет эксплуатировать 16 танкеров усиленного ледового класса

«Новатэк» и его проект «Ямал СПГ» идут непростым путем, причем как в прямом, так и в переносном смысле этого слова.

Северный морской путь - кратчайший маршрут на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. Чтобы ходить по Северному морскому пути, «Новатэку» пришлось озаботиться созданием танкеров, которые смогут ходить по маршруту без сопровождения ледоколов (краткосрочная ледокольная поддержка может понадобиться в условиях особо холодных зим в Карском море).

По габаритам танкеры не уникальны. Например, существующий «Атлантикмакс» в длину составляет около 300 м, в ширину - 45 м. У танкеров для «Ямал СПГ» длина составит 300 м, а ширина - 50 м. Но по замыслу такие суда смогут ходить по пути, даже если он будет целиком покрыт льдом толщиной до 2,1 м. На это пока не способен ни один газовоз. Дело в том, что по своей мощности танкер «Ямала» будет сопоставим с атомным ледоколом типа «Россия». Именно такого класса ледоколы сопровождали в 2010 г. первый крупнотоннажный танкер «СКФ Балтика», на борту которого гендиректор и предправления «Новатэка» Леонид Михельсон тогда присутствовал лично. Танкер с грузом, зафрахтованный у «Совкомфлота», прошел весь путь за 29 дней.

«Главное для «Новатэка» - отработать маршрут доставки СПГ в Азиатский регион для будущего проекта «Ямал СПГ», говорил тогда основатель «Новатэка». Порт Сабетта одновременно может загружать два газовоза вместимостью 170 000 куб. м газа (или около 73 000 т).

Пока такие суда существуют только на бумаге. Первое судно-прототип должно быть построено в 2016 г. Первый танкер из серии заказан раньше других, так как его производство занимает больше времени с учетом проектирования и разработки конструкторской документации. При создании танкера использовался опыт, накопленный при эксплуатации Варандейского терминала «Лукойла» и контейнеровозов «Норильского никеля», которые работают даже в более тяжелых ледовых условиях по сравнению с Сабеттой.

В прошлом году от «Ямал СПГ» поступил авансовый платеж на сумму 1,9 млрд руб. за резервирование соответствующих производственных мощностей. Как рассказывает «Ведомостям» источник, близкий к компании, «Ямал СПГ» и Daewoo Shipbuilding & Marin зафиксировали цену на газовозы - $367,4 млн за каждый и $5,6 млрд за все. По данным источника «Интерфакса», решен вопрос о строительстве танкеров для «Ямала» (который затем их зафрахтует) «Совкомфлотом» (построит шесть из 16 судов), с двумя другими компаниями - японской Mitsui OSK (три-четыре танкера) и канадской Teekay LNG (возьмет на себя еще пять-шесть танкеров) - продолжаются переговоры. В договоре на строительство есть пункт о передаче технологии строительства газовозов России, если, конечно, у нас успеют освоить, построить судостроительные мощности, подтянут смежные предприятия. Но пока «Новатэк» зависит от зарубежных технологий и партнеров, и без их участия реализовать проект «Новатэку» не по силам.