Статья опубликована в № 3578 от 25.04.2014 под заголовком: Вещь недели: Сервер

Игорь Цуканов, Анастасия Голицына: Захотят ли зарубежные интернет-компании хранить информацию в России

Андрей Махонин / Ведомости

Первого августа в силу могут вступить нормы из так называемого антитеррористического пакета, разработанного несколькими депутатами Думы. В частности, они обязывают «организаторов обмена и распространения информации в интернете» в течение полугода хранить всю информацию о действиях пользователей - их переписке, разговорах и т. п. - в российских дата-центрах и по первому требованию предоставлять ее правоохранительным органам. Под «организаторами» разумеются интернет-сервисы, а их неподчинение требованию перенести серверы в Россию чревато блокированием доступа к сайту.

Не приходится сомневаться, что поправки, прошедшие на этой неделе третье чтение в Думе, столь же беспрепятственно пройдут и через Совет Федерации, и через администрацию президента. Вчера президент Владимир Путин высказался на эту тему однозначно: «Что касается гражданской сферы, то здесь нужно серверы переносить [в Россию]» (цитата по «Интерфаксу»).

Можно себе представить, сколько действий совершают в сети за шесть месяцев 45,3 млн российских интернет-пользователей (размер месячной аудитории рунета на конец марта 2014 г., оценка TNS Web Media). Соответственно, понятно, что интернет-компаниям, до сих пор предпочитавшим хранить данные за рубежом, придется запастись внушительным количеством серверов в России и потратить внушительные же суммы на их оплату - об этом предупредила вчера инвесторов, например, Mail.ru Group.

Вопрос, захотят ли подчиняться новым российским требованиям компании нероссийские. На эту тему можно только гадать. С одной стороны, известно, что строгость многих российских законов искупается необязательностью их исполнения. С другой - публичные западные компании, как правило, либо педантично исполняют законы тех стран, где работают, либо вовсе уходят из них. Третье соображение может состоять в том, что просто так уйти из России, хлопнув дверью, тот же Facebook или Google вряд ли согласится - российский рынок велик и сам по себе, и с точки зрения потенциала. Недаром Google, хотя и отказался в 2010 г. работать в Китае напрямую (обвинив эту страну в пособничестве хакерам) и перевел основные мощности в Гонконг, все-таки сохранил часть сотрудников и офис в Китае. С четвертой стороны, Россия гораздо меньше, чем Китай, да и отношения США с Россией сейчас, похоже, гораздо напряженнее, чем они были с Китаем четыре года назад. Тратить в этой ситуации десятки миллионов долларов на российские серверы американским интернет-компаниям едва ли с руки.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать