От редакции: Аномальные нормы

Разрешение рекламы пива связано с предстоящим в 2018 г. чемпионатом мира по футболу: среди спонсоров FIFA есть пивные компании. Деньги от рекламы пива якобы помогут развитию детского спорта (очевидно, только в ближайшие четыре года). Однако помешает развитию спорта и, в частности, футбола запрет рекламы на платных телеканалах - у российской премьер-лиги контракт с платным «НТВ-плюс», значит, она получит меньше денег от телетрансляций. Кроме того, «НТВ-плюс» не сможет законно показывать Лигу чемпионов - в телетрансляциях обязательна реклама партнеров UEFA.

Госдума еще может удивлять. Вроде бы мы ко всему привыкли и легко отделяем единогласно принимаемые законы, нужные президенту и правительству, от громких непроходных инициатив во славу конкретного депутата. Но бывают и аномалии.

В срочном порядке (через неделю после внесения), без правительственного заключения Дума приняла в первом чтении (и запланировала на завтра второе и третье) поправки в закон «О рекламе» одна противоречивее другой. Инициатор - депутат Игорь Зотов - не числится среди активных и пробивных. Поправки снимают ограничение в 35% рынка для продавца телерекламы, запрещают размещение рекламы на платных телеканалах и временно разрешают рекламу пива на телеканалах и стадионах во время спортивных мероприятий.

Ограничение доли рынка было так же срочно принято Думой в 2009 г. и направлено против компании Vi и одного из ее основателей - Михаила Лесина, вызвавшего недовольство президента Дмитрия Медведева. Vi научилась ограничение обходить, так что нынешняя отмена выглядит формальным «восстановлением справедливости». Правда, Лесин сейчас возглавляет «Газпром-медиа» - конкурента Vi.

Завершение одной странной истории оказалось в пакете с началом другой. Запрет рекламы на платных телеканалах может привести к закрытию региональных или тематических каналов (многие даже подписали коллективное письмо тревоги Медведеву). Вообще странно запрещать потребителю покупать продукт с рекламой внутри, если он сознательно готов к такой покупке.

Среди пострадавших окажется телеканал «Дождь» - так что можно предполагать в законопроекте некий «социальный заказ» в нагрузку к коммерческому лоббизму. Но и лоббизм странный: рассчитывать на переманивание рекламодателей с нишевых платных каналов на общедоступные федеральные сложно. Заподозрить конкурентную борьбу Vi с «Газпром-медиа» (у которой есть свои платные каналы) тоже, ведь у структур Юрия Ковальчука, контролирующего Vi, есть крупный пакет и в «Газпром-медиа».