Статья опубликована в № 3623 от 04.07.2014 под заголовком: От редакции: Идеальная сила

От редакции: Русский мир как образовательный проект

Андрей Махонин / Ведомости

Тема защиты «русского мира», поддержки русскоязычного населения за границей, конечно, не специфична для России. «Американский мир» или, например, «китайский» - столь же серьезные проекты. Вопрос в том, что это чисто образовательные проекты, которые никак не ассоциируются с защитой каких-либо интересов с оружием в руках.

Международные образовательные программы, студенческая мобильность и конкуренция образовательных систем способны продвигать национальные интересы за границей лучше, чем военная сила.

Инструментов мягкой силы множество. В образовательной сфере это такие программы, как «Эразм» (ЕС) или DAAD (Германия). Система центров Британского совета имеет 215 представительств в 110 странах, Институт Сервантеса - 77 центров, Гёте-институт - 159 центров по всему миру, а китайский Институт Конфуция - самая масштабная из такого рода программ: более 300 центров в 93 странах.

По аналогии с этими программами в 2007 г. на базе МИДа и Министерства образования был создан фонд «Русский мир», который возглавил Вячеслав Никонов. Основные направления деятельности фонда - создание русских центров и кабинетов (их сейчас больше 200 почти в 50 странах), раздача грантов на поддержку языковых программ и просветительские и образовательные мероприятия.

Но более основательная и куда менее политизированная форма образовательной дипломатии - развитие системы филиалов российских вузов за рубежом, прежде всего в странах СНГ, где велико число русскоязычных. Филиалы МГУ работают в Севастополе, Астане, Баку, Ташкенте, Душанбе. Всего, по данным Минобразования, в странах СНГ действует 36 филиалов российских вузов.

Эти филиалы фактически оказываются центрами изучения русского языка и литературы, а выпускники в дальнейшем работают в организациях, так или иначе связанных с Россией.

Однако количество культурных центров и филиалов вузов не означает их качества. Важный аспект образовательной дипломатии - продвижение стандартов своей образовательной системы на мировом рынке. А это зависит от того, насколько то или иное государство может служить законодателем стандартов - в числе прочего и образовательных. Как отмечает специалист в области экономики образования Бенуа Милло, одна из особенностей рейтингов мировых вузов состоит в том, что они ориентируются на небольшое число ведущих западных университетов. Другой ресурс такого продвижения - массовые онлайн-курсы, вроде разработанных компаниями Corsera и EdX. Среди 600 с лишним курсов меньше четверти разработаны за пределами США и Британии.

Судя по положению на рынке образовательных услуг, привлекательность русского мира как системы стандартов, представляющих интерес за пределами России, в первую очередь зависит от ее встроенности в международное сотрудничество.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать