Мария Эйсмонт: Разговор с избирателем

Тихо и почти незаметно на фоне сводок с восточно-украинских фронтов и футбольных полей Бразилии в столице идет кампания по выборам в Мосгордуму. Сегодня последний день, отведенный независимым кандидатам на сбор подписей, необходимых для участия в выборах. Скоро станет понятно, чьи фамилии появятся в бюллетенях. Вопрос о том, будут ли собранные подписи неугодных власти кандидатов забракованы, остается открытым. Впрочем, публикация «Лайф ньюс» на своем сайте «оказавшихся в распоряжении редакции» материалов прослушки разговоров Максима Каца и Николая Ляскина под громким заголовком «Кандидаты в Мосгордуму признались в покупке подписей» говорит скорее в пользу прогноза недопуска оппозиционеров к выборам.

Порой кажется, что если бы не обыски у оппозиционных кандидатов, близких Алексею Навальному, если бы не домашний арест Константина Янкаускаса и подписка о невыезде Николая Ляскина, если бы не угрозы переодетых уголовниками актеров Ольге Романовой в эфире федерального телеканала - в общем, если бы не странный набор приемов, которыми в современной России принято бороться с оппозицией, то о грядущих выборах в столичный парламент помнили бы только члены избирательных комиссий.

Низкий интерес к предстоящему волеизъявлению понятен. И дело не только в том, что кампания проходит в разгар летних отпусков, а в политической жизни давно и прочно укрепились новости с Украины. Проблема в том, что даже среди потенциальных избирателей несистемных оппозиционеров мало кто верит сегодня в эффективность участия их кандидатов в выборах, организованных по правилам и сценарию власти. Тезис о бессмысленности и вредности игры с наперсточниками по-прежнему актуален: еще свежи воспоминания о недавней истории с голосованием за членов Общественной палаты: массовый подвоз избирателей и очевидные накрутки не позволили пройти в этот и без того ничего не решающий орган даже нескольким независимым от власти, но весьма полезным обществу активистам. Мосгордума же куда серьезнее, чем Общественная палата, - так неужели туда допустят несогласных? И даже если предположить, что несколько несистемных оппозиционеров все же пройдут, очевидно, что они не смогут выиграть ни одного принципиального голосования.

Конечно, было бы наивно рассматривать эти выборы как борьбу за власть в столице, потому что сегодня в России получить власть на выборах нереально. Куда разумнее видеть целью предвыборной кампании борьбу за умы и сердца московских избирателей. Использовать выборы как мобилизационный импульс и попытаться убедить людей в правильности своих идей, а заодно послушать этих людей. Узнав о чем-то в разговоре с агитаторами и кандидатами, люди идут домой с твердым намерением узнать больше. Лучшая борьба с пропагандой по ТВ - личные встречи с избирателями. Лучший тренинг для молодых политиков - личные встречи с избирателями. Пусть сегодня в России политики нет, но тем, кто будет делать эту политику завтра, нужно учиться общаться с людьми, убеждать, доказывать и разъяснять, а также оправдываться и извиняться, признавая ошибки.