От редакции: Инновации без рынка

Государственное финансирование инноваций меняет их структуру в сторону увеличения доли фундаментальных исследований, в то время как прикладная сфера стагнирует.

Важность государства в сложившейся в России модели экономики трудно переоценить. Ограничив конкуренцию, создав непосильные условия для частного бизнеса, государство вынуждено само двигать экономику вперед (как получается - другой вопрос). Премьер-министр Дмитрий Медведев признавался недавно, что крупные российские компании приходится заставлять внедрять инновации, «иногда и очень жестоко».

Государство увеличивает бюджетное финансирование научных исследований, в том числе в надежде на рост инноваций и технологическое обновление экономики. Глава Комитета гражданских инициатив и бывший министр финансов Алексей Кудрин говорил в прошлом году, что госрасходы на фундаментальные и прикладные исследования в России выше, чем в Японии, Великобритании и Канаде, но расходы бизнеса в этих странах в 4 раза опережают государственные ассигнования, а в России они в 3 раза меньше.

По данным мониторинга инновационной активности, проводимого экспертами Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, в 2009-2012 гг. затраты бизнеса на исследования и разработки, проводимые инновационными научными организациями, снижались, а доля бюджетных средств, наоборот, росла. В 2009 г. предприниматели обеспечивали 42,6% расходов на исследования, в 2010 г. - 31,1%, в 2012 г. - 25,4%. Федеральный бюджет, соответственно, 37,9, 41,1 и 46,5%. Это логично: бизнес в кризисное время сокращает неприоритетные расходы.

Сохранение еще советской системы крупных научных организаций и рост бюджетного финансирования приводят к тому, что увеличивается доля расходов на фундаментальные исследования (9,1% в 2009 г., 15,7% в 2010 г., 19,8% в 2012 г.) за счет прикладных исследований (соответственно 40,8, 40 и 34,2%) и разработок (соответственно 50,1, 44,3 и 46%). Само по себе это неплохо: фундаментальные исследования создают базу для всего остального.

Плохо то, что цели государства не во всем совпадают с целями реального сектора и с целями гражданина-потребителя. Государству важно развивать обороноспособность (см. колонку Алексея Никольского на стр. 07), поэтому мы будем долго и дорого делать ракеты. Потребителю важен смартфон, который можно создать на развитом рынке, потому что для улучшения качества потребительских продуктов нужны условия жесткой конкуренции. Как бы Медведев ни принуждал к созданию отечественного айфона государственные компании, у них это не получится.

Бизнесу же важны, извините за навязчивость, работающие институты и мягкий деловой климат. В России никогда не было недостатка в идеях, но всегда была проблема с внедрением: по мнению профессора Гарварда Лорена Грэма, технологии - это штука, в которой интеллектуальное творчество взаимодействует с обществом; именно общество и экономическая система определяют успех технологических проектов.