Алексей Никольский: Зачем полетела «Ангара»

История ракеты «Ангара» началась в 1990-е гг. после распада Советского Союза, когда было не ясно будущее Байконура, а использование разработанной еще в 1960-е тяжелой ракеты-носителя «Протон» из-за токсичного топлива вызывало нарекания экологов. Изначальной идеей проекта была разработка полностью российской тяжелой ракеты на замену «Протону» без импортных (т. е. украинских) агрегатов. В конкурсе в 1995 г. победил проект московского Центра имени Хруничева. В 1997 г. проект был радикально пересмотрен: Росавиакосмос согласился с предложением «Хруничева» создать линейку из трех новых ракет с использованием разного количества универсальных ракетных модулей (УРМ) и начать разработку нового двигателя. Финансирование проекта много раз останавливалось и по-настоящему пошло только в 2000-е гг. Для испытаний ракеты был использован контракт Центра имени Хруничева с Южной Кореей на разработку корейской ракеты KSLV, первой ступенью которой является УРМ. Первый запуск ракеты сначала был запланирован на 2005 г., но в итоге успешно состоялся девять лет спустя.

Беспрецедентно долгая и дорогая разработка «Ангары» стала одним из самых ярких примеров постсоветского долгостроя в области технически сложных проектов. В этом отношении «Ангара» стоит в одном ряду с такими разработками, как новая стратегическая подлодка проекта 955 с ракетой «Булава», истребитель пятого поколения Т-50 и пассажирский авиалайнер Sukhoi Superjet. Во всех этих случаях сроки неоднократно переносились «вправо», а стоимость росла. Критики этих проектов, которые часто брали аргументацию у проигравших конкурсы на их разработку конструкторских бюро, вплоть до самого последнего момента уверяли, что ничего и не получится, а миллиарды или, скорее, десятки миллиардов долларов будут потрачены впустую или разворованы.

Тем не менее полетели и Superjet, и «Булава», и «Ангара». Хотя успех «Ангары» на рынке коммерческих запусков сомнителен в свете создания американской компанией SpaceX и китайцами нового поколения дешевых ракет-носителей, эта ракета, несомненно, пригодится для государственных нужд. И самое главное, если бы разработки «Ангары» не было, в России, скорее всего, была бы утрачена сама возможность создания новых типов космических ракет-носителей. И это тоже общая черта данного проекта с проектами по созданию новых самолетов и подводных лодок.