Гидеон Рахман: Немецкое лидерство в Европе

У Германии есть привычка выигрывать мировые чемпионаты в исторические моменты. Победа 1954 г., ставшая в начале 2000-х фабулой фильма «Чудо Берна», подарила немцам редкий момент торжества после позора 1945 г. Второй выигрыш достался Германии в 1974 г., когда немецкое экономическое чудо стало очевидным всем. Победа 1990 г. отражала радость и надежды готовившейся к воссоединению Германии.

Нынешняя победа тоже символична. Да, Британия и Франция обладают ядерным оружием и являются постоянными членами Совета Безопасности ООН, но кризис евро вывел Германию на роль неоспоримого лидера Европы.

Даже просто произносить о Германии фразу «доминирующая держава» было страшновато еще несколько лет назад. Но современная Германия умудрилась оказаться одновременно и сильной, и популярной. Германия стала самой привлекательной нацией (из 21), по результатам опроса Би-би-си, проведенного в прошлом году.

Париж похож на прекрасный музей, Рим разваливается на глазах, Лондон слишком дорог и заполнен туристами, а Берлин на этом фоне стал модным городом со множеством галерей, клубов и блестящей архитектурой. Это к тому же город, где молодые люди все еще могут позволить себе жить.

Слишком хорошо, чтобы быть правдой? Вполне может быть. Германия сохраняет позитивный имидж в мире в целом - там, где ее мощь не чувствуется. Но соседи по зоне евро уже начали на нее огрызаться. Упорная приверженность правительства Меркель политике жесткой экономии возродила образ высокомерных бесчувственных немцев. На вопрос, кого вы меньше всего хотели бы видеть победителем чемпионата мира, опрошенные в Греции, Испании, Португалии, Голландии и Британии назвали Германию среди двух самых нелюбимых стран.

Нынешний шпионский скандал с США возродил в Германии скрытый антиамериканизм, который был очень заметен во времена президентства Джорджа Буша. Негодование по поводу прослушек понятно. Но оно, кажется, переросло в нежелание делать выбор между Россией и Западом. Опрос, проведенный до шпионского скандала, показал, что немцев, полагающих, что их страна должна держаться на равной дистанции от России и западного альянса, больше, чем тех, которые считают, что она должна выбрать однозначно прозападную позицию. Эти настроения тревожат проатлантистский внешнеполитический истеблишмент Германии, а также восточных соседей Германии.

Впрочем, до тех пор, пока немецкая экономика работает ритмично, соседи будут сохранять сдержанность в оценках внешней политики Германии. Но проблема в том, что источники нынешнего экономического успеха рискуют со временем иссякнуть. Население страны стареет и уменьшается. После многих лет терпения немецкие рабочие начали требовать повышения зарплат, что может подорвать столь важную для Германии конкурентоспособность на мировых рынках. Важные для Германии рынки - те самые, что поражены политикой жесткой экономии. Меркель, чье тихое, но выдающееся лидерство помогло Германии набрать очки в недавнем прошлом, конечно, знает об этих вызовах. Победа в Рио лишь позволила отвлечься от проблем, взять паузу и насладиться моментом.