От редакции: Как решить проблему безопасности метрополитена

Небывалая по числу жертв авария в Московском метрополитене - трагедия, которая не должна просто уйти в историю. Самая загруженная из столичных транспортных систем должна пройти всесторонний и открытый аудит.

Метро - самый востребованный вид транспорта в Москве: доля пассажиров метро в общем пассажиропотоке превышает 56%. Нагрузка постоянно растет. В прошлом году среднее число пассажиров в день превысило 7 млн человек (в будние дни - более 8,5 млн). В год московское метро перевозит в 2 раза больше пассажиров, чем российские железные дороги (2,4 млрд человек против 1,2 млрд). Неудивительно, что московское метро постоянно фигурирует в заявлениях политиков, а аварии сразу же становятся темой номер один в СМИ.

Сергей Собянин называет решение транспортных проблем - и особенно метрополитена - своим приоритетом. Однако прежде всего это сказывается на увеличении темпов строительства новых станций, открывающихся на перенаселенных окраинах (сейчас на прокладке метро задействовано рекордное количество проходческих щитов, а в планах до 2020 г. - ввести в эксплуатацию 162 км новых линий и открыть 79 станций).

Связь таких темпов строительства с перегрузками уже построенных путей - одна из наиболее распространенных версий, высказываемых при участившихся в последнее время авариях в метрополитене. Однако нынешняя катастрофа произошла на сравнительно новом участке: отрезок пути от станции «Парк Победы» до «Кунцевской» был открыт в 2008 г.

Руководитель Института транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин призывает не делать поспешных выводов о связи увеличения нагрузок на инфраструктуру с открытием новых станций и увеличением числа пассажиров метро.

Рост пассажиропотока увеличивает нагрузку на пересадочные узлы, но у линий есть объективная пропускная способность, которая не изменяется. То, что можно и нужно сделать сейчас, - провести технический аудит с участием приглашенных специалистов. Проверки износа инфраструктуры проводятся, но эта авария - повод задуматься о необходимости сделать их публичными, привлечь широкий круг экспертов и успокоить общественность.

Заметим, что о транспортной безопасности шла речь еще в предвыборной программе московского мэра: «Для минимизации рисков аварий и техногенных катастроф все сложные технические системы будут проходить своевременную профилактику и ремонт, предписанные соответствующими регламентами». Однако результаты такой профилактики остаются закрытыми; по словам городских властей, пути и подвижной состав на участке, где произошла авария, соответствуют всем требованиям регламентов.

Звучащие сегодня заявления о том, что виновные будут уволены или в их отношении даже заведут уголовные дела, отражают сиюминутную политическую значимость вопросов безопасности в метро. Но стоит подумать и о долгосрочной стратегии децентрализации Москвы, создании альтернативных центров и о других решениях, которые постепенно начнут выводить город из нынешнего тупика чрезмерной централизованности.