От редакции: Чем могут обернуться новые санкции

Новые экономические и персональные санкции против ведущих отечественных компаний и высокопоставленных чиновников означают, что Запад не верит заверениям Кремля о невмешательстве в конфликт на востоке Украины. Похоже, США и Евросоюз настроены серьезно и намерены продолжать экономическое давление.

Официальные лица и подпавшие под санкции компании утверждают, что меры Вашингтона и Брюсселя им не опасны и нанесут больше вреда их западным контрагентам.

Однако ситуация может оказаться сложнее. Дальнейшее ограничение долгосрочных недорогих кредитов для отечественных банков и компаний - серьезная проблема. Даже ограниченные весенние санкции привели к затруднениям. Внешний долг частных российских компаний (без учета банков) с 1 апреля по 1 июля, по данным Центробанка, вырос почти на $11 млрд: с $432,8 млрд до $443,7 млрд. Только в апреле банки, испытывавшие затруднения с ликвидностью, вынуждены были занять у Центробанка более 600 млрд руб. (на тот момент - эквивалент $16,7 млрд). Надеяться, что европейских и американских кредиторов заменят банки из Китая или других азиатских стран, не следует. Они, за редким исключением, дают деньги под конкретные проекты и на жестких условиях. Кроме того, Центробанк КНР ограничил выдачу кредитов с целью ослабить теневой банковский сектор.

Для России продолжение санкций станет болезненным из-за сужения возможностей для модернизации экономики и получения новых технологий, в которых нуждается промышленность. Не стоит обманывать себя высоким спросом на продукцию ВПК и его способностью к самообеспечению. Сейчас оборонные предприятия чаще выступают получателями инноваций из гражданских отраслей, чем их донорами. Новые санкции способны усилить технологическое отставание России.

Вопрос в эффективности санкций как инструмента политики. Единой точки зрения среди ученых нет. Уильям Кэмпфер, Антон Левенберг и Уильям Мертенс в статье «Международные санкции свергают диктаторов» называют их эффективными.

Гэри Хофбауэр, Джеффри Скотт, Кимберли Энн Эллиот и Барбара Эгг из Института международной экономики в работе «Новая оценка экономических санкций», напротив, полагают, что в 65% случаев их применение оказалось безуспешным, причем в 9% случаев они имели обратный эффект. Успеха удалось добиться только в 35%. Впрочем, не стоит переоценивать и советский опыт обхода санкций через третьи страны: сейчас у России нет контрагента, готового перепродавать запрещенные товары.