Статья опубликована в № 3636 от 23.07.2014 под заголовком: От редакции: Как расследовать катастрофу

От редакции: Как расследовать катастрофу

AP

Расследование происшествий с гражданскими самолетами регулируется принятой в декабре 1944 г. Конвенцией о международной гражданской авиации и приложением № 13 к ней. Как правило, расследование проводит страна, над территорией которой произошло ЧП. Сейчас это маловыполнимо. Нормы права не прописывают ситуацию, когда ракета сбивает гражданский самолет над территорией, не контролируемой официальными властями. Непредсказуемая ситуация в районе падения уже привела к нарушению процедур. В частности, не выполнены пункты об охране места падения самолета, которые требуют предотвратить повреждение вещественных доказательств и проникновение третьих лиц в район аварии. Нарушена и статья о беспрепятственном доступе экспертов к месту катастрофы и вещественным доказательствам, что может повлиять на эффективность расследования и снизить доверие к нему.

Но главное - накопившееся недоверие вокруг конфликта на Украине ставит под вопрос объективность расследования катастрофы. Заинтересованные стороны конфликта выдвигают собственные версии и отвергают все, что им противоречит.

Как поступить, учитывая, что передача расследования Украине повредит доверию к результатам? Согласно приложению к конвенции (п. 5.15) страна, в небе над которой произошло ЧП, может делегировать проведение расследования целиком или частично государству, которому принадлежал самолет (Малайзия), или государству-изготовителю (США). Последний вариант проблематичен.

Но конвенция позволяет включить в состав комиссии по расследованию уполномоченных и советников из всех 12 стран, граждане которых находились на борту Boeing, а также государств, которые предоставят информацию о его последнем полете, в том числе России. Важная деталь: участники комиссии не должны допускать утечек информации до окончания работы.

Исключительная ситуация позволяет пойти на экстраординарные меры - в частности, передать расследование комиссии под эгидой Международной организации гражданской авиации (ИКАО), на чем настаивает Россия, или ее европейскому бюро. В других ситуациях ИКАО, как правило, не возглавляет расследования.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать