Ирина Мокроусова: По кому ударят санкции против «Добролета»

Авиация в России - это не только способ перевозки людей и грузов из пункта А в пункт Б, но еще и сложное эмоциональное явление, напрямую связанное с гордостью. В стране еще осталось поколение людей, помнящих, как Россия была великой авиационной державой, и президент Владимир Путин - из их числа. Весь период его правления российские власти не жалели ресурсов для отрасли. Нужны миллиарды на создание «суперджета»? Вот, возьмите. Не хватило? Добавим. Аэродромы пришли в негодность? Вот деньги, отремонтируйте по всей стране. Авиакомпании летают на Дальний Восток с убытками? Дадим субсидии.

Ни один частный проект по созданию низкобюджетного перевозчика не выжил, и именно Путин поручил гендиректору «Аэрофлота» Виталию Савельеву создать новый лоукостер. Доподлинно не известно, сколько кругов бюрократического ада прошли аэрофлотовские менеджеры, создавая эту авиакомпанию, какие высокие кабинеты на Лубянке им приходилось посетить, чтобы получить разрешение на приглашение иностранных пилотов, сколько сил ушло на законотворческую работу. Все это они делали с флагом «президентского проекта» в руках. Проект получил имя «Добролет». В первый рейс в Симферополь его провожал премьер-министр Дмитрий Медведев, подчеркивая его важность для государства.

В Крым летали все российские авиакомпании и из Москвы, и из других регионов России. Но Евросоюз остановил свой выбор именно на «Добролете». На первый взгляд кажется, что наши авиаторы отделались малой кровью: все как летали в Крым, так и летают, «Добролет» не проработал и двух месяцев, в парке всего два Boeing 737-800 (не считая одного «суперджета»). Кто о нем пожалеет? В конце концов, под санкции попал не сам «Аэрофлот», а лишь его самая маленькая «дочка».

Но назначив «жертвой» «Добролет», Евросоюз вольно или невольно попал в государственное детище. Поэтому вероятность того, что первые лица страны проигнорируют санкции против именно этой авиакомпании, была чрезвычайно мала. Сейчас российские чиновники решают, как в ответ наказать европейскую авиацию. Всерьез обсуждается возможность ограничения воздушного Транссиба: пусть европейские авиакомпании летают из Европы в Азию по более длинному маршруту, чтоб их затраты выросли. Из-за одного только намека на это акции большинства мировых компаний, в первую очередь европейских, со вторника неуклонно дешевеют. Суммарно мировая авиация за два дня потеряла около $5 млрд капитализации, подсчитал вчера ИТАР-ТАСС.

Но интересно еще и другое. ЕС вводил свои санкции против российских компаний под давлением США. Включив в санкционный список «Добролет», европейцы ударили по крупному заказчику Boeing: за пять лет «Добролет» планировал приобрести 40 самолетов американской компании. Всего через три дня после остановки бизнеса «Добролета» Boeing как ни в чем не бывало подписывает прямой контракт с компанией, попавшей под санкции Евросоюза (см. статью об этом на стр. 13). На поверку твердый миллиардный контракт оказался куда важнее солидарности с союзником. И теперь ЕС придется остаться один на один с озлобленными российскими властями, которых - пусть на время - но лишили любимой игрушки.