От редакции: Может ли чиновник критиковать решения руководства

Профессиональные российские госслужащие все чаще оказываются в сложной ситуации. Им приходится выбирать - становиться техническим исполнителем распоряжений руководства или, рискуя карьерой, публично критиковать неудачные решения.

Замминистра экономического развития Сергей Беляков извинился в Facebook за продление моратория на инвестирование средств негосударственных пенсионных фондов, при том что непосредственно к теме отношения не имел, но счел важной для себя коллективную ответственность за решения правительства. Менее чем через сутки Беляков был уволен с госслужбы за нарушение запрета на публичные высказывания в отношении деятельности государственных органов и их руководителей.

Похожая ситуация случилась в апреле 2003 г.: тогдашний замминистра экономического развития Михаил Дмитриев получил от премьера Михаила Касьянова предупреждение о неполном служебном соответствии за публичную критику пенсионной системы. Через год выговор с Дмитриева сняли.

Обе истории отражают проблемы отечественного госуправления. С точки зрения закона к Белякову претензий быть не должно. Право госслужащего на критику закрепил 30 июня 2011 г. Конституционный суд, который счел, что 17-я статья закона о госслужбе (ее нарушение вменили Белякову) не может толковаться как запрещающая госслужащим публичные высказывания, связанные с деятельностью органов государственной власти, без учета их содержания и общественной значимости. Ситуация с пенсиями представляет явную общественную значимость - впрочем, у власти может быть другое мнение.

В российском руководстве принято все разногласия разрешать келейно. Владимир Путин в 2013 г. в ответ на критику законопроекта о возвращении следственным органам права возбуждать налоговые уголовные дела предложил несогласным чиновникам последовать примеру Алексея Кудрина и «присоединиться к экспертному сообществу». Законопроект переработали, но ситуация с качеством обсуждения с тех пор ухудшилась.

Социально-экономическая политика становится все более популистской и реактивной. Ускоренное принятие решений сократило время для их содержательного обсуждения. Продвинутым бюрократам придется выбирать между ролью технических исполнителей, не способных исправить последствия ошибочных решений, и отставкой. Такая ситуация грозит госаппарату нарастанием кризиса компетентности.