Мнения
Бесплатный
Статья опубликована в № 3657 от 21.08.2014 под заголовком: От редакции: Бизнес и война

От редакции: Бизнес против войны на Украине

Ричард Брэнсон
Scott Eells / Bloomberg

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)

На сайте группы компаний Virgin опубликовано письмо ее основателя Ричарда Брэнсона и 15 представителей бизнес-сообщества. Оно призывает власти России и Украины приложить все силы для политического решения конфликта на Украине и не допустить возвращения в эпоху холодной войны. Среди подписантов, кроме Брэнсона, глава Unilever Пол Полман, основатель eBay Джефф Сколл, нобелевский лауреат Мохаммед Юнус, российские и украинские бизнесмены - председатель наблюдательного совета группы «Связной» Денис Людковский, ресторатор Аркадий Новиков, основатель «Рольф-групп» Сергей Петров, гендиректор WhatsApp Ян Кум, сооснователь PayPal Макс Левчин, гендиректор Concord Capital Игорь Мазепа. Письмо открыто для подписания другими бизнесменами.

Вопрос об отношении крупного бизнеса к украинскому конфликту и возможности влиять на действия политиков висит в воздухе уже полгода. Действие или бездействие в этом вопросе хорошо иллюстрирует природу бизнеса в России. Инициированное Брэнсоном письмо - первое публичное выступление группы бизнесменов с начала украинского кризиса.

В списке подписантов очень заметно отсутствие олигархов как первой, так и второй волны. Скажем, имеющих бизнес на Украине Олега Дерипаски и Михаила Фридмана или имеющих доступ к президенту Путину Геннадия Тимченко и братьев Ротенбергов. Мы не знаем, пытаются ли российские олигархи оказать на российскую политику миролюбивое влияние: публично отношение к конфликту они высказывают не часто. Впрочем, Тимченко в интервью ИТАР-ТАСС говорил: «Личными неудобствами и возникшими издержками в бизнесе можно и нужно пренебречь, когда речь заходит об интересах государства».

Российский бизнес молчит ровно год: в прошлом августе 37 интернет-предпринимателей подписали письмо в поддержку Алексея Навального, тогда кандидата в мэры Москвы. До этого бизнес молчал со времен ареста Михаила Ходорковского. Крупный бизнес в России конкурирует за административный ресурс и в публичных заявлениях осторожен.

За день до публикации письма Брэнсона об Украине высказался глава «Роснано» Анатолий Чубайс. Он санкций не боится и может прожить на гречке, но признал, что «такой политический процесс создает серьезные риски для бизнеса». И пообещал в октябре призвать к выступлению за деэскалацию участников Российско-европейского круглого стола промышленников. Но до октября надо еще дожить.

Стратегия общественных кампаний, которую использует Брэнсон, предполагает возможность задействовать демократические механизмы и влиять на общественное мнение. В свою очередь оно через свободные СМИ влияет на политиков. Европейские бизнес-ассоциации эффективно тормозили введение новых санкций против России, поскольку они угрожали бизнесу. До тех пор пока не был сбит малазийский Boeing. Но в России демократические механизмы влияния не работают, а конкуренция крупного бизнеса за административный ресурс позволяет власти считать любого предпринимателя просителем подачек, которого легко можно заменить.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать