Елена Виноградова: Фрешбургер с пармезаном

Чтобы открыть первый ресторан McDonald's в СССР - в Москве, на Пушкинской площади, - понадобилось более 12 лет переговоров, а чтобы закрыть его в современной России - два дня. Столько времени прошло с тех пор, как Роспотребнадзор начал проверки, до закрытия этого, кстати, самого посещаемого ресторана McDonald's в мире. С ним закрыты еще два - в Охотном Ряду и на пр-те Мира, а к другим предъявлены претензии.

Тучи над лидером российского рынка общественного питания сгущались с апреля: депутаты предлагали то ввести налог на весь иностранный фастфуд, то запретить McDonald's. Российские заведения сети страдают из-за политики, едины во мнении конкуренты и эксперты. Мало того что McDonald's - символ американского образа жизни, так еще и неполиткорректен. После присоединения Крыма к России он закрыл рестораны в Севастополе, Симферополе и Ялте, оплатив переезд их сотрудников на Украину, а летом взялся рекламировать в России «фрешбургер с пармезаном за 59 руб.». С введением запрета на ввоз продуктов из США и ЕС это могло показаться вызывающим. И хотя вице-премьер Ольга Голодец вчера заявила, что никаких тотальных проверок McDonald's нет, а есть обычная работа, региональные чиновники уже признались, что по распоряжению правительства проверят все предприятия сети.

«Обычная работа» идет последние 25 лет: McDonald's проверяли и санитары, и налоговики, и пожарные - иногда находили нарушения, но до закрытия флагманских ресторанов дело не доходило. Впрочем, российские санитарные нормы позволяют в случае нужды закрыть любое заведение общепита, жалуются рестораторы. Представляете, что можно найти на дверной ручке в торгцентре на Манежной площади даже через пять минут после того, как ее почистили? А в случае с McDonald's поводом оказалось «отсутствие необходимого набора помещений» - ресторан признан слишком тесным. «Шутите, что ли?» - недоумевают конкуренты McDonald's. И напоминают: некоторые требования к площади в принципе невыполнимы - часть из них разрабатывалась еще в СССР для огромных комбинатов питания, а те, что приняты недавно, по идее, должны распространяться только на новые рестораны.

McDonald's стал лидером рынка общепита в России не без помощи государства. Первый ресторан открывало СП, в котором американцам принадлежало 49%, а контроль был у правительства Москвы. Потом доля города снижалась, в 2005 г. McDonald's выкупил ее. Возможно, это была ошибка - без оглядки на власть в России работать сложно.

Кстати, продукты питания в российских ресторанах McDonald's уже давно имеют мало отношения к США: 85% поставщиков сети - из России.